Новости Армении – NEWS.am приводит статью Гийома Перье, опубликованную во французской «Le Monde»:
Франко-турецкие отношения переживают новые приступы лихорадки, и, как всегда с 2001 г., две страны рвут друг друга на части из-за вопроса о Геноциде армян. В Турции политики и комментаторы единогласно критикуют «уроки истории», которые в начале октября подал Николя Саркози в Ереване, в 40 км от турецкой границы. Турция должна «смотреть в лицо своей истории», сказал президент Франции: она должна признать Геноцид армян, совершенный в 1915–1916 гг. националистическим правительством младотурок в Османской империи, которая была в полном крахе.
Это высказывание было преднамеренным: «Я брошу гранату с вынутой чекой», – предупреждал Саркози в самолете. Однако нет никаких шансов, что за этим высказыванием последуют положительные эффекты со стороны Анкары, которая при каждом наказе упрямится еще больше. Во всяком случае, намерение заключалось не в этом – эти слова были предназначены для франко-армянской общественности. Признание со стороны Турции должно быть сделано в короткие сроки, – потребовал Саркози, – одним словом, во время президентской кампании. «Если Турция не сделает этого, то, вероятно, нужно будет пойти дальше», – сказал он, имея в виду законопроект о криминализации отрицания Геноцида, принятый Национальным Собранием в 2005 году и похороненный в Сенате.
Николя Саркози примыкает сегодня к проекту социалистов, согласно которому должно быть наказано любое лицо, признанное виновным в отрицании первого геноцида ХХ века. В апреле 2007 г., накануне своего избрания, он пообещал добиться того, чтобы «наконец бороться во Франции против любого подхода, связанного с отрицанием Геноцида армян».
Однако месяц спустя дипломатический советник Елисейского дворца Жан-Давид Левит, направленный с миссией в Анкару, успокоил турецкие власти: «Господин Саркози гарантирует, что законопроект умрет в Сенате», – сказал он, согласно американской дипломатической депеше, обнародованной «WikiLeaks» в 2010 г. Именно это и произошло. Армянские организации Франции оценили это как предательство. Поэтому в общине, где насчитывается около 450 тыс. человек, новые предвыборные обещания принимаются с особой осторожностью.
Цель Саркози, похоже, заключалась особенно в том, чтобы не оставлять поле открытым для будущего соперника-социалиста. В этой связи Франсуа Олланд опередил его, поскольку его приверженность признанию Геноцида армян возникла не тогда, когда он стал кандидатом в президенты. С 1998 г., когда он занимал пост первого секретаря Социалистической партии, он убедил Лионеля Жоспена, тогдашнего премьер-министра, чтобы парламент принял закон.
Закон о признании Геноцида 1915 г. был принят в 2001 г. Не удивительно, что кандидат на пост президента от Социалистической партии теперь поддерживает проект о криминализации отрицания этого преступления против человечества, который является логическим продолжением закона Гейсо. С тех пор Олланд, который посетил Армению в 2007 г., был очень близок к Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн, армянской националистической партии (член Социалистического Интернационала), которая формирует структуру и организует диаспору, а также проводит агрессивное лоббирование в политической сфере, чтобы продвинуть свое дело. «У нас с ним исключительно близкие политические отношения», – сказал Мурад Папазян, глава АРФД в Европе, которая призвала голосовать за Олланда во время первичных выборов в Социалистической партии.
Это не первый случай, когда «армянский вопрос» врывается во французскую избирательную кампанию. Чека гранаты, по сути, была вынута еще в 1998 г., когда в Национальное Собрание был внесен законопроект о «признании Геноцида 1915 г.». Его ратификация в 2001 г. привела к кампании антифранцузского бойкота в Турции. Законодательное сражение велось тогда – как в Национальном Собрании, так и в Сенате – парламентариями всех мастей, избранными в Марселе, в долине Роны или южном пригороде Парижа, и все были из районов, где живет сильная армянская община. Не обошлось без скрытых мотивов избирательной кампании.
С тех пор как тема находится на повестке дня парламента, некоторые историки, в том числе Пьер Нора, который возглавляет объединение «Свобода для истории», выступили против «мемориальных законов», которые, по их мнению, могут заблокировать любую историческую дискуссию. По словам Юбера Ведрина, «не законами и не наказами можно заставить Турцию измениться». Защитники закона противопоставляют этому аргументу этическую позицию, безусловное признание реальности Геноцида армян, как это имеет место в случае с Холокостом.
На самом деле сформировалась иерархия между различными геноцидами ХХ века. Однако во имя принципа равенства перед законом, граждане Франции армянского происхождения требуют правовой защиты. Но, очевидно, соображения должны сначала быть освобождены от любого избирательного оппортунизма, а то потеряют убедительность. Они, конечно же, должны быть в стороне от любого давления, исходящего из Анкары или политических групп, контролирующих армянскую диаспору, и не использоваться в качестве санкции против Турции. Они должны особенно сопровождаться лучшим пониманием динамики, которая наблюдается в турецком обществе, где слово «геноцид» уже не является абсолютным табу.
Новости Армении - NEWS.am