1 ноября исполнилось два года пребывания Дмитрия Атбашяна в Арцахе. Думаю, срок немалый, тем более, если ты приехал во вторую армянскую республику с четкой миссией и весь этот период не сидел сложа руки. А миссия более чем ответственная - у Арцаха должна быть гражданская авиация. Что уже сделано и на каком этапе находятся работы? Представляем интервью с начальником Управления гражданской авиации при Правительстве НКР Дмитрием Атбашяном .
- Господин Атбашян, Вы приехали сюда с конкретными задачами. Довольны ли Вы результатами выполненной работы?
- Постараюсь говорить фактами, а от самооценок воздержусь. Работа велась по нескольким направлениям. Первое и для многих заметное - осуществляемые в Степанакертском аэропорту работы. Два года назад главный корпус еще только-только возвышался над фундаментом. Сегодня он со всеми прилегающими строениями уже готов. Это то, что могут увидеть все проезжающие мимо аэропорта. Причем качество работ постоянно держалось под строжайшим контролем, и результатами мы довольны.
В последнее время работы больше велись на взлетной полосе. Мы ее расширили и укрепили. Но это еще не все. Расположение взлетной полосы аэропорта с самого начала было таково, что с обеих сторон имелись холмы, которые, можно сказать, не позволяли совершать посадку или взлет сравнительно крупных самолетов или, по крайней мере, делали их рискованными. Не хотелось бы углубляться в этом вопросе и искать причины в Баку. Просто сошлюсь на факт: изменив направление взлетной полосы всего на несколько градусов, этого неудобства можно было бы очень легко избежать. И если мы не сделаем этого, то многие нас просто не поймут.
Как бы то ни было, мы имеем то, что имеем. Изменить направление взлетной полосы, иначе говоря, построить новую, было нецелесообразно. И мы решили хотя бы на одном направлении освободить требуемое пространство. На сегодня и эти работы завершены. По мере необходимости были, так сказать, подстрижены вершины мешающих холмов. В итоге сегодня Степанакертский аэропорт может принять все виды аэробусов меньше Airbus-320. А для 50-местных самолетов CRJ-200, которые будут у нас эксплуатироваться, условия более чем удовлетворительные.
- В двух словах о необходимом оборудовании. На какой стадии находятся сейчас работы по техническому оснащению аэропорта?
- Эти работы уже завершены. В главном корпусе установлено все оборудование, необходимое для приема, оправки и сопровождения самолетов в соответствии с требуемыми нормами. И не только установлено. Буквально несколько дней назад мы впервые подключили и испытали светосигнальную систему аэропорта. Связанные с ней ожидания оправдались наилучшим образом. На учебных самолетах мы уже начали проводить экспериментальные полеты, на практике проверяем надежность установленного оборудования.
- Есть ли необходимые специалисты для обеспечения эффективной работы?
- Полеты пока будут совершать приглашенные специалисты. Имею в виду летчиков. На их подготовку потребуется много времени. По другим специальностям провели переподготовку. Оборудовали также учебный центр: процесс подготовки и переподготовки специалистов будет носить поступательный характер. Конечно, было бы предпочтительнее, чтобы весь обслуживающий персонал состоял из местных специалистов.
Надеюсь, с годами мы и этого добьемся. Причем у наших студентов будет возможность учиться также за рубежом, в частности, в России. С соответствующим предложением мы уже побывали в Арцахском государственном университете.
- Вкратце о правовом поле. Все ли в порядке в этой сфере?
- Здесь вопрос урегулирован наполовину. Сфера гражданской авиации уже регулируется законом. Однако у нас пока нет Воздушного кодекса Республики Арцах. Другой пробел состоит в том, что основные наши документы на армянском языке. Это оправдано по части документов внутреннего пользования. Но если в перспективе мы планируем полеты не только в Армению и готовы принимать не только прибывающие из Еревана самолеты, то должны иметь варианты документов на иностранных языках, хотя бы на русском. Этот вопрос пока в ряду нерешенных.
- А много ли нерешенных проблем?
- Возможно, прозвучит несерьезно, но даже при том, что мы убираем холмы, нерешенным остается вопрос мусорной свалки по соседству с аэропортом. Для нас она является источником потенциальной угрозы - как из-за неизбежного смога, так и собирающихся там больших стай птиц.
- В ряду нерешенных вопросов Вы не отметили сложности, которые могут возникнуть при выдаче Международной организацией гражданской авиации (ICAO) разрешения на совершение полетов в Степанакерт и из Степанакерта. Не сказали также об угрозах, которые постоянно звучат из Баку.
- Начну с конца, с угроз Баку. С учетом возможностей современной техники, конечно, с территории Азербайджана можно обстрелять воздушное судно, вылетающее из Степанакерта или прилетающее в Степанакерт. Однако, несмотря ни на что, никто не может безнаказанно подвергнуть обстрелу гражданский самолет. И это прекрасно понимают в Баку. Если вы заметили, в последнее время даже в Азербайджане избегают этой темы.
Теперь об ICAO. Здесь подходы противоречивы. С одной стороны, эксплуатация Степанакертского аэропорта даст арцахцам возможность реализовать свое неотъемлемое право на свободу перемещения. Такое право является общим для всех людей, вне зависимости от того, гражданами какого государства они являются - признанного или непризнанного. В этом вопросе никто с нами не спорит. Но вот для совершения полетов нужны межгосударственные соглашения. Как бы то ни было, и эти вопросы можно урегулировать. Не вдаваясь в подробности, просто отмечу, что без нарушения каких-либо норм международного права мы будем совершать полеты по тому же принципу, по которому несколько авиакомпаний с Северного Кипра совершают полеты во многие страны. В этом вопросе, как ни странно, нас лучше всех поймут наши главные оппоненты - Азербайджан и Турция.
- И в шутку, и всерьез. Знаете, некоторые арцахские таксисты и службы такси полагают, что если начнет действовать аэропорт, то их доходы могут сократиться.
- На этот вопрос я отвечу со всей серьезностью. Наличие таких точек зрения уже означает, что еще не все и не в полной мере представляют себе роль и значение гражданской авиации для Арцаха. Если спросить на улице у прохожих, зачем нам нужна гражданская авиация, то, по всей вероятности, в ответ вы услышите: «А чем мы хуже других?», «Вопрос престижа» и т.д. Разумеется, это хорошо, когда у людей высокий патриотический дух. Однако роль авиации гораздо важнее, нежели сугубо «вопрос престижа». Это позволит нам быть ближе к миру. Откроются новые, несравнимо широкие возможности для развития туризма, экспорта товаров - не в Армению, а в зарубежные страны. Правда, в первую очередь мы думаем о пассажирских самолетах, но в перспективе встанет и вопрос грузовых самолетов. И это будет экономически выгодно.
Теперь об обеспокоенности таксистов. Еще ни в одной стране мира авиация не рассматривалась в качестве альтернативы такси. Естественно, и в нашем случае этого не будет. Даже наоборот. Эксплуатация аэропорта обеспечит дополнительное поле деятельности как раз для таксистов.
- В завершение - вопросы материального характера, которые, уверен, заинтересуют многих. Когда начнет действовать Степанакертский аэропорт и какой будет ценовая политика?
- Аэропорт начнет действовать только тогда, когда будет стопроцентно готов. У нас нет права на ошибку, и мы должны подготовиться со всей ответственностью. Сегодня некоторые работы пока продолжаются. Могу лишь сказать, что в этом плане в 2011 году не стоит ждать новостей.
Теперь о ценах. Они будут зависеть также от того, по каким ценам нас будут обслуживать в принимающем аэропорту. Переговоры еще продолжаются. По всей вероятности, стоимость билета в одном направлении будет колебаться в пределах 16-18 тысяч драмов.
Норайр ОВСЕПЯН
Азат Арцах