На днях из сообщения АРФ «Дашнакцутюн» мы узнали, что министр иностранных дел Франции Ален Жюппе в ходе проведенных в Турции официальных встреч предложил создать в Париже комиссию из армянских и турецких историков для обсуждения вопроса геноцида армян. АРФД выразила свое возмущение и призвала президента Франции Николя Саркози осудить предложение министра иностранных дел страны. В заявлении партии, в частности, говорится, что французское правительство не может призывать Турцию признать геноцид и одновременно предлагать создать комиссию из историков, которой неоюходимо принять решение о геноциде. Это неприемлемо, так как «французские власти явно решили вести двойную игру в вопросах правды и отрицания». Партия привела еще один достаточно красноречивый факт: когда президент Франции находился в Армении (речь идет о последнем его визите), генсек Елисейского дворца Клод Геан находился с особой миссией в Турции.
«Предложение главы внешнеполитического ведомства Франции не должно вызывать удивления, - сказал проректор Арцахского государственного университета, кандидат исторических наук, профессор Ваграм Балаян. - Это неудивительно, потому что любое государство исходит из собственных государственных интересов, и в данном случае французские власти преследовали свои интересы». По словам историка, удивление обусловлено менталитетом армян: если та или иная страна является нашим другом, значит, все ее действия должны укладываться в рамки дружбы. Такая обеспокоенность, в свою, очередь обусловлена нравственностью нашего народа. Однако эмоции надо оставить в стороне, ибо в политике и дипломатии действуют иные законы.
По словам В. Балаяна, предложение министра иностранных дел Франции нельзя считать случайным. Франция является одним из краеугольных камней Евросоюза, и если она хочет проводить на Востоке активную политику, т.е. играть в этом регионе активную роль, то она не может не считаться с Турцией. С учетом данного обстоятельства власти Франции постарались сделать для Турции приятное заявление.
Такое поведение для В. Балаяна не стало неожиданным и в том смысле, что несколько месяцев назад под давлением администрации Саркози из Сената Франции был изъят проект закона, предусматривающий уголовное наказание за отрицание геноцида. Озвученное Аленом Жюппе в Турции предложение следует рассматривать в рамках именно этого процесса. Да, Франция признала геноцид армян, но, с другой стороны, она должна продемонстрировать Турции, что не все мосты сожжены, взаимные отношения в ближайшем будущем могут стать более ощутимыми. И, наконец, неизвестно, какой диалог состоялся между двумя странами по дипломатическим каналам.
Что касается отношений с Арменией, то надо сказать, что здесь есть еще одно обстоятельство: Франция исходит также из нравственных критериев, в основе которых лежат многолетние армяно-французские отношения. Франция предстает как демократическая страна, как носительница особой системы нравственных ценностей. С этой точки зрения ее отношения с Арменией должны быть своеобразными.
А какую оценку можно дать политике ведения французскими властями двойной игры, в связи с чем забила тревогу традиционная армянская партия? По словам В. Балаяна, безнравственность в политике не знает границ. Существуют государственные интересы, которые в данном случае первостепенны для Франции. Все же несовместимо, когда, с одной стороны, одна и та же страна на законодательном уровне признает армянский геноцид, а с другой ставит под сомнение собственное решение. По его словам, однозначно можно сказать, что Франция не может полностью оттолкнуть от себя Турцию, так как последняя стремится стать членом европейской семьи и служит для Франции привлекательным рынком. Товары французского производства успешно реализуются в Турции. К тому же через Турцию Франции легче оказывать влияние на мусульманский мир Востока. Это также создает возможность для создания противовеса России. Нельзя забывать, что Франция не только сторонница осуществления на мировой арене двухполярной политики, но и выступает в качестве одного из дирижеров этой политики.
Нельзя ли рассматривать предложение министра иностранных дел Франции в контексте урегулирования армяно-турецких отношений, где Франция пытается играть роль посредника? «Естественно, есть и такой момент, - сказал В. Балаян. - Армения достаточно востребована и Евросоюзом, и Россией. Как бы все это ни называлось - дружбой или интересами, главное все же не в названии, а в том, что именно исходя из этого предпринимаются определенные шаги. Надо также иметь в виду, что у армянского фактора своя роль. Речь в первую очередь идет о диаспоре, с которой считаются власти ряда стран».
Относительно возмущения армянской общины Франции историк сказал, что скоро с уст самого Саркози прозвучат заявления об уважительном, дружеском отношении к армянскому народу. Это политика. Здесь требуются холодный рассудок и холодные расчеты, а за каждым шагом должен следовать адекватный ответ. В этом направлении работает дипломатия.
Вероятна ли возможность урегулирования армяно-турецких отношений и открытия границы, на что сегодня направлены усилия Запада? По убеждению историка, карабахская проблема делает невозможным открытие армяно-турецкой границы. И как бы Обама ни пытался (на данный момент это диктуют интересы США) оказывать давление на Турцию, все равно результата не будет. Во-первых, Турция не поддастся давлению, а что касается миссии Обамы, Саркози и других, то так и должно быть: они демонстрируют миру, что не жалеют сил для открытия армяно-турецкой границы.
Рузан ИШХАНЯН
Азат Арцах