12 января бакинские СМИ распространили сообщение о том, что глава ПАСЕ Мевлют Чавушоглу выступил с заявлением относительно законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян, дескать, рассмотрение документа парламентом Франции "является примером лишения человека его основного права - свободы слова". И добавил: "Турция должна предпринять меры, чтобы не допустить принятия Францией этого законопроекта, и самым успешным способом станет ведение межкультурного и межрелигиозного диалога".
Надо полагать, эти заявления председателя ПАСЕ были сделаны исключительно для турецких и азербайджанских СМИ, поскольку на официальном сайте Парламентской ассамблеи Совета Европы ничего подобного нет. Ранее, 7 января, турецкая газета Hurriyet Daily News сообщала о другом, не менее курьезном заявлении Чавушоглу: "Сенат может принять закон, но его трудно будет исполнять". Уходящий глава ПАСЕ доверительно сообщил также, что, мол, "французские депутаты-члены ПАСЕ против данного законопроекта и не воспринимают его всерьез". Надо полагать, французские депутаты уполномочили турка выступать от их имени относительно "несерьезности" законодательных актов Франции.
ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, МЕВЛЮТ ЧАВУШОГЛУ НЕ ОСОЗНАЕТ, НАСКОЛЬКО НЕСЕРЬЕЗНО ЗВУЧАТ ЕГО СОБСТВЕННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ. Понять турка можно – на зимней сессии ассамблеи (23-27 января) он сложит свои полномочия и завершит бесславный и ознаменовавшийся рядом скандалов срок председательства в ПАСЕ. То есть фактически Чавушоглу уже и не несет ответственности за свои высказывания в качестве главы этой структуры – официально его полномочия на посту истекли еще 3 января - и может нести любую ересь. Если же учесть, что в бытность полноправным председателем ПАСЕ он позволял себе субъективные и некорректные заявления в адрес Армении и армянской делегации, то удивляться поведению экс-председателя ассамблеи в последние дни формального пребывания на этому посту вряд ли приходится.
Более того, очевидно, что Чавушоглу всячески стремится использовать свои ускользающие возможности для того, чтобы напакостить армянской стороне. А главное, понравиться своему партийному боссу – премьеру Эрдогану, оказавшемуся в бооооольшой луже и отчаянно нуждающемуся в поддержке. Вовсе не случайно несколько дней назад - 10 января - Чавушоглу выступил со специальным заявлением, похвалив турецкие власти за "проводимые реформы". И вновь подчеркнул важность "межкультурного и межрелигиозного диалога". Видимо, он так крепко заучил эти слова, что повторяет их при каждом удобном случае – "в борьбе против расизма, дискриминации, нетерпимости" и т. д.
Мы не будем указывать г-ну Чавушоглу на тот неоспоримый факт, что расизм, дискриминация и нетерпимость" цветут буйным цветом в нежно любимом им Азербайджане. Надеемся, он знаком с соответствующим отчетом Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, действующей в рамках Совета Европы. Правда, за два года своего председательства он ни разу не упомянул об этом, столь же снисходительно относясь к антидемократическим "шалостям" бакинских властей. Но в свете приведенного в начале статьи заявления трудно удержаться от соблазна напомнить ярому поборнику свободы слова о том, в каком состоянии находится свободное слово и свободные журналисты на его родине - в Турции.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕННО В ЭТИ ДНИ ВЫРАЖАЮТ ТРЕВОГУ, отмечая, что Турция претендует на рекорд по количеству нарушений свободы слова, поскольку в настоящее время, по данным Союза журналистов Турции и Международной федерации журналистов, в тюрьмах находzтся 72 представителя СМИ. В опубликованной на днях в английской газете The Guardian статье приводятся данные турецкой журналистки Эче Темелкуран: "Сегодня в Турции более 100 журналистов, 500 студентов и 3,500 курдских и турецких политиков приговорены к нескольким месяцам и даже годам тюремного заключения по политическим процессам". Но "демократа" Мевлюта Чавушоглу все эти тревожные факты и тенденции, похоже, не особо интересуют. Куда как приятнее и важнее в свете будущих карьерных перспектив хвалить партийного патрона за реформы и достижения.
Перефразируя известное выражение, можно с уверенностью сказать, что каждая структура заслуживает своего руководителя. Два года председательства турецкого депутата вряд ли прибавили авторитета и подняли рейтинг Парламентской ассамблеи Совета Европы. Остается лишь вздохнуть с облегчением по поводу окончания срока и без малейшего сожаления распрощаться с Чавушоглу в надежде, что в дальнейшем ПАСЕ будет все-таки более ответственно относиться к выбору своего руководителя.
Марина ГРИГОРЯН, "Голос Армении"