Интервью представителя инициативной группы оппозиционного политического движения “Сардарапат”, известного кинорежиссера Тиграна Хзмаляна информагентству АрмИнфо.
2011 год был довольно насыщенным в плане внутриполитических событий. Какие на Ваш взгляд тенденции просматриваются в 2012-м, в частности, в контексте приближающихся парламентских выборов?
Мы очень часто делаем ошибку, рассматривая внутриполитические тенденции в Армении в отрыве от мировых процессов, что во многом также идет от “верхов”. Арабские революции, с которых начался 2011 год, показали, что в мире появилась еще одна разделительная линия. Общество можно теперь условно разделить на две части – сообщество телевидения и сообщество интернета. Телевидение же в таких диктаторско-авторитарных странах как Армения полностью контролируется правительством. В этих условиях в Армении произошел бурный рост, до четверти миллиона пользователей, интернет сообщества, не доверяющему телевидению и отвергающего процедуру промывания мозгов. Это очень важный, промежуточный итог 2011-го, поскольку стало ясно, что в среде молодежи, из представителей которой состоит большинство пользователей Сети, зреет недовольство и протест, который очень скоро детонирует и поднимет на ноги вторую часть общества. Это, собственно, и принято называть предреволюционной ситуацией.
Возможно ли, что всплеск этой ситуации придется на май, когда будут подведены итоги выборов в Национальное Собрание, которые, как я понимаю, уже предрешены?
Мне кажется, что в Армении слово “выборы” даже неприлично произносить, поскольку выбирать нам нечего и не из чего. Однако, учитывая, что последние “выборы” в России и Южной Осетии показали, что даже такие гарантированные и проплаченные мероприятия могут преподнести неприятные сюрпризы, я допускаю, что легкая головная боль будет преследовать и правящий в Армении режим до мая. Но именно потому, что нация в своем абсолютном большинстве продолжает наступать на одни и те же грабли, в мае эти грабли дойдут до наших лбов. И все поймут, впрочем, каждый по своему, что нас в очередной раз обманули. И когда это станет очевидно, начнутся неизбежные процессы. Впрочем, это все очевидно, как вы заметили, уже сегодня, поскольку, используя слова классика, “Аннушка уже пролила масло”.
Тем не менее, каким Вам видится расклад политических сил в парламенте 2012, после майских выборов. Заменят ли “Наследие” АНК?
Откровенно говоря, никакого значения для нашей общественной жизни итоги выборов иметь не будут, поскольку мнение 5-6 депутатов партии “Наследие” изменить ничего не могут. Что же касается Армянского национального конгресса, то учитывая, что эта сила играет по правилам, диктуемым из здания на Баграмяна 26, эта сила неминуемо получит свои 10-15 мандатов. В какой-то момент мне показалось, что сделано это будет целиком за счет мест “Наследия”. Однако, в какой-то момент западные наблюдатели, решив скорректировать ситуацию, внесли несколько поправок. По моим данным, Европейская народная партия и Госдепартамент США пустили несколько шпилек, послали определенные записки, в результате чего вполне возможно, что Раффи Ованнисян все же получит несколько мест в парламенте. Думаю, что явка на эти выборы будет позорно низкой, чего, впрочем, никто не заметит, так как 300 тысяч госслужащих вместе с полицией и армией погонят на выборы, сделают убедительные репортажи, посчитают голоса как надо. Так что неожиданностей не будет. Во всяком случае, Серж Саргсян очень умело, будучи виртуозом аппаратной игры, ведет все именно к этому. “Процветающая Армения” же останется коалиционной партией и после выборов, потому что классовую борьбу еще никто не отменял. Ну как могут находиться в разных политических лагерях братья по классу? Они естественные союзники, готовые перегрызть горло кому угодно за собственность, которую они отобрали у народа. Инстинкт самосохранения всегда работает в правильном направлении и в момент кризисов сплачивает. Поэтому зубы пересчитывать друг другу они не будут, это придется сделать нам.
Некоторые аналитики считают, что внутриполитическая борьба в Армении сводится к борьбе между “англосаксами” и “русскими”. Вы с этим согласны?
Позволю себе не согласиться с этим тезисом. Никто не отменял борьбу между англосаксами и русскими, но в Армении эта борьба идет в совершенно другом направлении. Борьба идет между различными мировоззрениями, моделями жизни, идеалами и это тоже не новая борьба. Это борьба богатых против бедных, материалистов-лавочников с идеалистами-интеллигентами. Это борьба свойственна не только англосаксам, русским или армянам, она свойственна всем.
Возможен ли розыгрыш “карабахской карты” во внутриполитической борьбе?
Я не думаю, что Азербайджан пойдет на этот шаг, являясь богатым, и одновременно слабым и рыхлым государственным образованием. В лучшем случае Баку может рассчитывать на будущее конфедерации с Нагорным Карабахом. И никакой угрозы для армянской государственности Азербайджан не представляет. Самой главной угрозой для государственности является наше неумение ею воспользоваться, то есть, это наша внутренняя проблема. Нагорный Карабах же может играть серьезную роль, но совершенно в другом контексте. В Нагорном Карабахе ощущение государственности намного сильнее, чем в самой Армении. Карабах несет в себе то понимание государственности, которое подразумевает понимание необходимости личной жертвенности для сохранения общественного блага. Этому Карабах еще научит Армению. Но Карабах сам по себе не является уже Карабахом, и я думаю, что уже следующее поколение перестанет воспринимать эту искусственную, ошибочную конфигурацию Армения и Карабах. Арцах уже инкорпорирован, интегрирован в Армению и в ближайшие годы мы сделаем все, чтобы это произошло и формально. Ни в коем случае нельзя позволять еще один раскол между армянством, Диаспорой, Арменией, Арцахом и необходимо раз и навсегда стереть его рудиментные признаки.
Раз уж мы заговорили о тесном сближении между Родиной и Диаспорой, трудно не затронуть дело благотворителя Нарека Артуняна. “Сардарапат”уделяет ему особое внимание, стоя горой за справедливость…
Думаю, что олигархия, узурпировавшая власть в Армении, и ее марионеточная система “правосудия” в случае основателя Союза искусств “Нарекаци” устроили очередной показной судебный процесс. Годами, разворовывая национальное богатство и грабя всю страну в пользу кучки олигархов, режим вдруг взялся за борьбу с “теневой экономикой” и “наведение порядка” в области налогообложения. Как и следовало ожидать, начали они не с себя, а с известного в стране благотворителя и мецената в области культуры и искусства Нарека Артуняна, переехавшего в Армению из Диаспоры, который лишь за последние годы осуществил десятки благотворительных проектов в поддержку национальной культуры и искусства. По иронии судьбы, арест Арутюняна последовал сразу после речи президента Сержа Саргсяна в Марселе, где он призывал армян Диаспоры вернуться в Армению, строить и жить здесь. Дело Арутуняна отражает логику криминально-олигархической власти Армении и должно рассматриваться не как отдельный случай или недоразумение, а как скрытая угроза и послание всей армянской диаспоре. Сам способ ареста и форма преследования выглядят скорее политической местью, нежели экономическим или судебным конфликтом. Мишенью преследования был выбран известный благотворитель и патриот, избегавший политики, но действовавший независимо и в соответствие со своими убеждениями. По сути же, настоящей целью этой расправы является утверждение невозможности свободного и независимого от коррумпированных структур Армении частного предпринимательства армян из Диаспоры. Это “урок” тем из них, кто отвергает правила игры местных криминальных олигархов и чиновников, требующих свою долю в каждом деле и жестоко мстящих всем несогласным.
Несмотря на то, что Арутюнян освобожден, дело так и не закрыто, при этом, никакой реакции Диаспоры не последовало…
Так кажется лишь на первый взгляд, в реальности это дело позволяет сделать некоторые выводы, в том числе и Диаспоре. Коррумпированные вельможи хотят использовать все экономические, национальные и благотворительные проекты Диаспоры в целях собственного обогащения и усиления, путем “налогообложения” и “участия” в них через собственные структуры. Кроме того, в Диаспоре уже осознали необходимость изменения своего образа “дойной коровы” по форме и содержанию на символ строителя и воина, пришедшего на помощь Родине. Диаспора, которая в последнее время активно взялась за критику властей страны, уже никогда не будет прежней, и она все более активизируется. Стоит напомнить, что ранее в этом году несколько авторитетных представителей армянской диаспоры, такие как Католикос Киликии Арам Первый, Западноамериканский ЦК партии “Дашнакцутюн”, знаменитый певец и композитор Шарль Азнавур и известный российский предприниматель Левон Айрапетян выступали с резкой критикой ситуации, сложившейся в системе власти в Армении. Дело Нарека Артуняна может и должно стать последней каплей в чаше терпения Диаспоры. Остальное сделает гражданское общество Армении.
Давид Степанян
http://www.arminfo.info