Одобрение 23 января Сенатом Франции закона о криминализации отрицания Геноцида армян, как и ожидалось, вызвало в мире широкий резонанс. Мнения и прогнозы звучали разные, но в большинстве своем они не выходили за рамки отношений Франции, Турции и Армении, логично оставляя в стороне процесс урегулирования карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ. И только два государства – сама Турция и ее союзник Азербайджан – поплыли против течения и напрямую увязали принятый французскими сенаторами билль о криминализации отрицания Геноцида с процессом карабахского урегулирования.
На минувшей неделе глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил турецкому агентству ABhaber, что если Франция продолжит поддерживать Армению, то ее присутствие в МГ ОБСЕ теряет смысл. «Почему Франция не видит оккупацию 20% территории Азербайджана? Ей следовало бы обратить внимание на агрессию Армении против Азербайджана, в результате которой более миллиона людей стали беженцами, произошли этнические чистки, тысячи людей погибли», - раздраженно воскликнул министр. И затем резюмировал, что нагорно-карабахский конфликт должен быть решен немедленно, так как время на это уже истекает. «Минская группа ОБСЕ на протяжении 20 лет не может решить этот вопрос, а наше терпение небезгранично», - подчеркнул главный азербайджанский дипломат.
Как легко можно заметить, глава МИД Азербайджана в соответствии с идеологической концепцией официального Баку, разработанной для процесса урегулирования карабахского конфликта и основанной на элементарной лжи, пускает пропагандистские «мыльные пузыри» относительно 20% «оккупированных» территорий Азербайджана и «миллиона азербайджанских беженцев». Следует отметить, что приводимые Мамедъяровым так называемые факты неоднократно на основе убедительных аргументов опровергались как Арменией и Нагорным Карабахом, так и авторитетными международными структурами. И ответ на истеричный вопрос Мамедъярова «Почему Франция не видит оккупацию 20% территории Азербайджана?» кроется в самом вопросе – не видит, потому что её нет. Как нет и надуманного миллиона азербайджанских беженцев. Более того, если кого и следует обвинять в агрессии, этнических чистках и гибели людей, то только и только Азербайджан, развязавший войну против Арцаха и, следовательно, несущий прямую ответственность за гибель тысяч людей, в том числе и собственных граждан.
К набору пропагандистских инструментов азербайджанской дипломатии можно отнести и давно уже используемую официальным Баку угрозу разрешить проблему силовым путем. Мамедъяров в своем интервью турецкому агентству прямо об этом не говорит (как никак, негоже дипломатам бряцать оружием), однако такая угроза легко прочитывается в его словах о небезграничности азербайджанского терпения. Но если он об этом прямо не высказывается, то его президент свой милитаризм и не пытается скрывать за мягкими дипломатическими формулировками.
Сравнительно недавно, выступая в российской программе «Формула власти», Ильхам Алиев, говоря о перспективах карабахского урегулирования, заметил, что пути разрешения конфликта лежат в плоскости международного права. При этом он подчеркнул необходимость выполнения четырех известных резолюций Совета Безопасности ООН по Карабаху, которые, в его интерпретации, требуют одного и того же – восстановления территориальной целостности Азербайджана. «Это наше суверенное право, как является нашим суверенным правом и восстановление территориальной целостности нашего государства не политическими, а, скажем прямо, военными средствами», - сказал Алиев.
На всем протяжении процесса карабахского урегулирования мы неоднократно становились свидетелями азербайджанской фальсификации, к которой Баку прибегает каждый раз с целью ввести в заблуждение международное сообщество. Все его ссылки на международное право несостоятельны, ибо именно Азербайджан нарушил и продолжает нарушать один из основополагающих его принципов, а именно – неприменение силы или угрозы применения силы при разрешении конфликтов. Кстати, этот принцип положен также в основу карабахского урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ. Что касается упомянутых Алиевым четырех резолюций Совета Безопасности ООН, которыми Азербайджан непрестанно спекулирует, то их требования прекратить враждебные действия, к коим, несомненно, относятся многолетняя блокада Нагорного Карабаха, военные провокации и снайперская война на линии соприкосновения, прежде всего, не выполняются им самим.
Односторонне, в угоду своим агрессивным амбициям, трактуя принципы урегулирования карабахского конфликта и нормы международного права, продолжая государственную антиармянскую политику, Азербайджан неизбежно отдаляет перспективу установления окончательного мира в регионе. Полагаем, о небезграничности своего терпения должны вконец заговорить сами международные посредники, которые, как нам представляется, слишком долго терпят капризы Азербайджана, отличающегося непомерным аппетитом.
Леонид МАРТИРОСЯН,
главный редактор газеты «Азат Арцах»