Человек так устроен, что в нем изначально сидит стремление к почету, славе и процветанию. Эгоцентризм присущ в той или иной степени всем. Но у армян эгоцентризм проявляется не только по отношению к себе, но и к своей нации. Это выражается в манере выискивать во всех известных людях армянские корни, многократно восхищаться и уделять непомерно много внимания всякому, кто случайно сказал слово "Армения", возносить на доску почета случайных людей, при этом забывая о тех, кто действительно радеет за Родину.
Армянская диаспора в этом смысле представляет собой лакомый кусочек для различных фальшивых деятелей от науки и искусства, которые, играя на этой нашей особенности характера, начинают "изучать" историю армян. К сожалению, изучают они ее далеко не для того, чтобы показать богатую армянскую культуру, историю, просветить мир и исправить многие несправедливости, а с сугубо меркантильной целью – получить финансирование, награду, почет. Написав статью или книгу, полную некорректной или неточной информации, они несут ее армянам, и те в восторге от того, что на них обратили внимание, и не вдаваясь особенно в содержание, тут же награждают автора медалью, делают почетным гражданином Армении и вносят в списки лекторов на всех конференциях. Рвение таких лжеученых приводит к распространению информации, которая вредит нашему народу и его репутации на мировой арене. Однако хуже всего то, что цитатами из этих книг пользуются другие ученые, которые еще дальше стоят от армянской истории, чем первые. Повторяя чужую неправильную мысль, они превращают ее в клише, от которого со временем очень трудно отделаться.
Вспоминается, как после развала Советского Союза большинство россиян не делали различий (да и сейчас многие грешат этим) между кавказскими нациями. По умолчанию всех считали мусульманами, "черными" – и чеченцев, и дагестанцев, и азербайджанцев, и армян. Причины возникновения такого клише лежат глубоко - в самой идеологии советского государства, но факт остается фактом: избавиться от такого "мифа" чрезвычайно трудно.
Необходимо очень внимательно относиться к тому, что пишут в мире об армянах. Конечно, все книги не проверишь, и всех авторов не переспоришь, тем более что на многие исторические факты существует не одно и не два, а много мнений. Но необходимо хотя бы обращать внимание на то, что пишут на так называемых научных кафедрах арменоведения, которые сейчас существуют во многих мировых вузах, причем зачастую на деньги армянской диаспоры. Происходит все примерно так: в каком-то университете открывается кафедра, это событие пышно празднуется, и после этого все пускают на самотек. Авторы пишут то, что считают нужным, читают лекции студентам, основываясь на заведомо субъективных и не соответствующих истине мнениях, публикуют никем не проверенные книги. Если книга достойная, необходимо ее пропагандировать, переводить на армянский, изучать в школах. А если нет? Тогда следует редактировать книги под руководством настоящих ученых, которые действительно преданы стране и своему народу и доказали это не словами, а делами, подвергать критике, писать рецензии и т.д. На мой взгляд, это одно из направлений, которым следует заниматься Министерству диаспоры.
К сожалению, многие армяне этого не понимают, действуя зачастую во вред самим себе: раздуваясь от гордости, что заграничный политолог задал им несколько вопросов, они забывают о том, кто и с какой целью пишет статью, книгу, для которых берется интервью. В качестве примера приведу книгу Т. де Ваала "Черный сад: Армения и Азербайджан между миром и войной". Как пишет автор, одна из целей книги - "пролить как можно больше света на историю, которую затмил конфликт, - историю длительного совместного существования армян и азербайджанцев". Более того, де Ваал утверждает, что он не занимает ничью сторону. Однако в итоге интуитивного контент-анализа во время чтения, сопоставления аргументов, очередности освещения событий, личности респондентов, выбранных для проведения опроса и интервью, стиля изложения тех или иных фактов предвзятость автора становится очевидной. Вот цитата из книги:
"У подножия лестницы сидела на раскладном стуле старуха в цветастом платье. Перед ней на земле была расстелена тряпица, на которой лежал ее товар: виноград, фасоль и лук. У нее было смуглое лицо, в ушах - каплевидные сережки. Наверное, она приезжала сюда каждый день из деревни, чтобы продавать фрукты и овощи. "Здесь была когда-то мечеть?" - спросил я у нее, указывая на площадку наверху. "Да, была", - ответила она. "Что же с ней случилось?" - "Мы не трогали ее до последнего дня, пока они не разрушили армянскую церковь в Баку". Кажется, она имела в виду события начала 1990 года. "Но зачем же ее снесли?" - "А зачем было оставлять? - она пожала плечами. - Мы -христиане, они - мусульмане. Как только начались проблемы с Азербайджаном, наши армяне пришли и разрушили ее за три дня. Они привезли специальную машину, не знаю, как она называется, которая делает вот так", - она взмахнула ладонью, имитируя движение бульдозера. Я осторожно заметил, что здание ведь не должно расплачиваться за людские деяния. "Да, стены нельзя винить, - согласилась женщина. - Но они воюют против всего. Что остается делать людям? Разве это жизнь?" Я не вполне понял, что она хотела сказать, но догадался, что "они", то есть те, о ком она говорила, не имели никакого отношения к мечети".
В этом отрывке поражает то, с какой легкостью перевирая факты (мечети, бывшие в Ереване, были разрушены в 20-х годах XX века, когда, согласно генеральному плану реконструкции города Таманяна, в центре были ликвидированы почти все постройки религиозного назначения, в том числе и церкви, и синагога, и мечети), автор выставляет армян в негативном свете – варварами и агрессорами. Подтекст его книги настолько очевиден, что МИД Карабаха в свое время распространил официальную критику данной работы, справедливо утверждая, что "под видом миротворческой деятельности Томас де Ваал практически призывает Азербайджан развязать новую большую войну на Южном Кавказе, одновременно полагая, что он и такие, как он, не будут ни за что отвечать. Однако он ошибается".
Но насколько же были слепы те известные армянские деятели, которые согласились участвовать в создании этой книги и чьи вроде бы нейтральные слова воспринимаются в крайне негативном контексте. Опять-таки возвратимся к началу статьи – налицо эгоцентризм, погоня за славой и сомнительными лаврами.
Еще один пример: книга, вернее, сборник статей под названием "Армяне" (The Armenians) под редакцией Эдмунда Герцига и Марины Куркчян. В числе авторов - известные люди, профессора, доктора наук. Не сомневаюсь, что статьи представляют собой большой интерес как для самих армян, так и для тех, кто только начинает заниматься изучением нашей нации. Каково же было мое удивление, когда в своей публикации про историю Армении древних времен Джеймс Расселл пишет: "Мовсес Хоренаци - армянский историк, возможно, писавший в восьмом или девятом веках…" Признаюсь, я не занималась армянской наукой на протяжении 30 лет (пока) и не работаю в Гарварде, однако знаю, что по общепринятому мнению, деятельность Мовсеса Хоренаци датируется V веком. Есть, правда, некоторые ученые, которые опровергают этот факт и на которых в ответ на мое замечание указал автор, однако никакой ссылки на них как на альтернативные мнения в книге нет. Четыре столетия в начале нашей эры - это не просто небольшое расхождение во времени, это кардинально разные эпохи, особенно если учесть внешне- и внутриполитические, культурные процессы, происходившие в те века в Армении. В зависимости от того, каким веком датируется книга, трактуется и изменяется и ее восприятие.
Есть такое выражение в английском: self-made man - человек, сделавший себя сам, то есть тот, кто достиг чего-то своими стараниями. Нам, армянам, надо быть такими же - стремиться во всем делать свой имидж самим, не ожидая того, что "титулованные" ученые погладят нас по голове за наше славное прошлое и богатую историю. Нам есть чем гордиться, и нельзя допускать, чтобы перевирали и втаптывали в грязь все, что лежит в основе нашей культуры и национального самосознания.
Анна ЗАХАРЯН, мл. научный сотрудник Института археологии и этнографии
"Голос Армении"