После вынесения решение Конституционным советом Франции против закона о криминализации отрицания геноцидов (в том числе и Геноцида армян), признанных этой страной, французский депутат от правящей партии «Союз за народное движение» Патрик Деведжян выступил с ответом. ARMENIA Today приводит перевод ответа депутата, опубликованного в «Nouvelles d’Armеnie»
«Естественно, что решения Конституционного совета заслуживают уважения, так как они исходят от защитника наших фундаментальных свобод.
Тем не менее, критические комментарии допускаются, поскольку это ключевой элемент свободы выражения мнений, о чем и напоминается в вынесенном решении, который с юридической точки зрения вызывает удивление.
Решение на самом деле является продуктом запутанных и хрупких рассуждений, основанных на трех мотивировках.
Во-первых, Конституционный совет визирует закон 2001 года о признании Геноцида армян, чтобы утверждать без дальнейших аргументов, что закон должен «формулировать правила» и создавать «нормативные рамки».
Если совет намерен удалить из тысячи действующих законов все положения, которые не содержат формулировки правил, то следует пожелать ему удачи и храбрости, поскольку это огромная работа. Затем, чтобы так цензуровать законодателя от имени Декларации 1789 года, необходимо обосновать это серьезными и обоснованными мотивировками, а не довольствоваться эллиптической краткостью, как будто вывод был очевиден.
Вторая мотивировка – это утверждение, что свобода выражения может быть ограничена лишь при посягательстве на публичный порядок и права третьих лиц, что бесспорно.
Согласно третьей мотивировке, признание геноцида лишено «нормативных рамок» и вывод заключается в том, что это не закон. В таком случае, новый закон, который парламент принял, сделав 11 ноября днем памяти умерших всех войн, является ли он конституционным? Где норма? Где правило?
Эта мотивировка, которая также мало аргументирована, как и первая, превращает Конституционный совет в третью палату парламента, которая не дает ясную мотивировку своим решениям и берет на себя де-факто законодательную власть.
Конституционный совет написал: «наказывая отрицание существования и юридической квалификации преступлений, которые он сам признал и квалифицировал таковыми …», законодатель совершил посягательство на свободу выражения мнений.
Таким образом, Конституционный совет не признает право французского парламента квалифицировать преступления 1915 года.
Он не говорит это прямо, однако хочет сказать, что это является полномочием судебной системы, от имени разделения власти, которое более не существует в Пятой республике.
Своим решением, Конституционный совет делает отрицание таким же мнением, как и другие.
Пропаганда отрицания, распространяемая иностранным государством на территории Франции и делающая мишенью ее граждан на основании их происхождения, впредь разрешена Конституционным советом».
ARMENIA Today