Когда создавался наш мир, из недр земли вырвался столб огня, вознесся к солнцу и разлился по земле причудливыми волнами самых разных цветов. Они затвердели на ветру, закалились на солнце, утвердились от мороза, омылись дождями и превратились в горы. Горы своими могучими хребтами держали на себе синее небо и согреваемые красным солнцем окрасились в теплый абрикосовый цвет. На этих горах пять тысячелетий тому назад родился армянский народ. Каждый камень армянских гор хранил воспоминания о людях, которые там рождались, создавали семьи и воспитывали детей, воздвигали храмы и города, княжества и царства, радовались жизни и радовали весь мир своим счастьем. Каждый камень армянских гор сохранил воспоминания о людях, которые защищали от врага свой дом, которые несмотря ни на какие трудности сберегали на этих горах свой очаг, о людях, которые сохранили веру свою, свое имя и свой род. Помнят камни и лики армянских царей, и след турецкого ятагана… Помнят армянские камни народ, горе которого потрясло весь мир…
Отколол каменотес от армянских гор камень, оторвал частицу от целого… Много таких частиц рассыпано по миру. И людей, и камней… Так и камень, о котором рассказ наш, повторил судьбу народа, согревавшего его тысячелетиями своим любящим взглядом. Взглядом, который любовался им и восхищался, когда он был частью целого, частью армянских гор – когда он был Родиной…
Перевозили камень в вагоне, в черноморский порт Поти. Затем плыл он морем почти к Одессе, в порт Ильичевск. Там его вновь отправили по стальному пути на восток, на Ставрополье, в город Святого Креста. В город, который соединил в себе судьбы России и Армении. В город, которому за это даже не сохранили имени его… Сейчас он называется Буденновском. Камень – осколок Родины ждали люди… Такие же осколки…
Камень был не один. Его перевозили на железнодорожной платформе вместе с такими же, как и он, похожими друг на друга, но такими разными. Жители Святого Креста – Буденновска хотели построить новую церковь – храм Божий. Они хотели, чтобы дом Господа нашего на этой земле был таким же, как и на Родине. Таким же, как Родина…
Так и случилось с прибывшими в город камнями. Они пошли на возведение церкви Святого Воскресения (Сурб Арутюн). Но только не наш камень, о котором сказ. У него была другая судьба…
Весной 2003 года во двор старенькой, пожалуй, одной из старейших ныне действующих в России армянских церквей – церкви Святого Креста зашел человек, на вид лет пятидесяти. Он был небольшого роста, внешне неприглядным и даже незаметным. Но ясный взгляд и мускулистые мозолистые руки выдавали в нем человека, который мог видеть скрытое и руками мог создавать невозможное. Так оно и оказалось. Звали человека Гамлетом. Или просто – Гамо. Именно так он и представился настоятелю церкви священнику Тер Арсену Будагяну.
- Хочу сделать подарок, - сказал Гамо. – Людям, церкви. Всем нам подарок хочу сделать… Да вот нет у меня ничего. Только руки мои…
- А что ты умеешь ими делать такое, что не может никто другой? – спросил Тер Арсен.
- Я делаю Хачкары. – ответил Гамо. – В Севане, городе, что в Армении, откуда я родом, я сделал много хачкаров… А сейчас я живу неподалеку, в сорока километрах отсюда, в селе Левокумском. Там у нас нет армянской церкви. Я узнал, что здесь есть и пришел. Какое счастье – жить в городе, в котором есть армянская церковь! – воскликнул Гамо. – И, я хочу сделать вам подарок, - напомнил он.
- Ну что ж, хочешь делать подарок – делай, - ответил ему Тер Арсен и пригласил пройтись по церковному двору.
Обойдя здание старенькой церкви они остановились у груды камней солнечно-абрикосового цвета. Да, это был тот самый туф, который через море, через степи добрался таки от родных гор к людям, так ждавшим вновь увидеть его.
- Выбирай любой. Он и будет хачкаром. – сказал Тер Арсен.
- Чему он будет посвящен? – спросил Гамо.
- В этом мире однажды случилось то, чего нам не забыть никогда. Эти люди сейчас у Бога. И мы тоже когда-нибудь будем с Богом. Если не забудем их…
- Я сделаю хачкар в память о наших соотечественниках, в память тех, чьи жизни оборвал Геноцид… Благослови, отче. Благослови меня и работу мою…
Этот разговор состоялся в самом начале весны 2003 года, когда сошли снега и запахло новой жизнью... Когда просыпалась природа от зимнего сна…
Наш камень ненадолго покинул церковный двор. Покинул на месяц. Уже 24 апреля 2003 года он вновь вернулся туда. Только теперь это был не просто камен. Это был крест-камень…. Он сал Хачкаром. Хачкаром, воздвигнутым в память жертв Геноцида армян, учиненном турками. Не покаявшимися и не прощенными…
Девять видов узоров использовал мастер Гамо. А на голгофе хачкара, то есть на его постаменте, высечена строфа армянского классика – Паруйра Севака. Эти несколько скупых слов поэта удивительным образом объясняют всю вселенскую скорбь целого народа.
Есть на голгофе и знак вечной жизни. Древний армянский знак непокоренного солнца. Знак победы жизни над смертью. По бокам хачкара мастер Гамо сделал углубления, в которые можно ставить свечи. Поминальные свечи…
А 24 апреля 2005 года, в год 90-летия страшной трагедии, возле хачкара на митинге, посвященном памяти невинно убиенных вол время Геноцида людей, была принята историческая резолюция: власти города Буденновска, Ставропольского края официально признали Геноцид, осудили его организаторов и вершителей и призвали другие здоровые силы поступить также, а отрицателей – к покаянию.
Этот документ заслуживает того, чтобы его привести здесь полностью, поскольку ранее он нигде не публиковался в полном объеме:
РЕЗОЛЮЦИЯ
Сегодня, 24 апреля 2005 года исполняется 90 лет со дня начала планомерного уничтожения властями Османской империи армянского населения, сегодня день памяти жертв геноцида 1915 года.
Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана» или «Халифата». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.
Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии «Единение и прогресс» (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок.
Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.
Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и других.
Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана.
Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек. В результате геноцида армян, осуществленного младотурками только в 1915-16, погибло полтора миллиона человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская Диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что «действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует».
Беженцы из оккупированной турками Западной Армении стали прибывать в наш город в период Первой Мировой войны. Многие из них устраивались как могли: батрачили, работали прислугой, сапожниками, дрогалями, пекарями, плотниками. С началом нэпа, который легализовал рынок, некоторые из беженцев занялись мелкой торговлей. Большинство из поселившихся в Прикумске, как тогда назывался наш город, (в начале 20-х гг. 180 семей - 850 человек) были сельскими жителями Карсской области, входившей в состав Российской империи, но переданной большевистским правительством по Брест-Литовскому (1918), а затем Московскому (1921) договорам Турции. Имея российское подданство, большинство из них надеялось получить все права, положенные и другим россиянам.
77 семей (400 человек), выходцы из селения Ханикэч, привычным трудом которых на родине было хлебопашество, обратились к окружным и краевым властям с просьбой о выделении им земли для ведения своего хозяйства. Не всем беженцам удалось прижиться в городе, который был основан их соотечественниками 130 лет до этого. Немало из них нашли новый очаг в других городах.
Уже во время Второй Мировой войны военная машина нацистской Германии в начавшейся войне преследовала цель: «разгромить русских как народ», подорвать его «биологическую силу», уничтожить его культуру. То же самое уготавливалось и в отношении многих других народов Советского Союза. Уверенный в своей победе и безнаказанности, Гитлер еще в 1939 году цинично заявлял: «Кто же теперь, в наше время помнит об истреблении армян в Турции?»
Оккупация нашего города продолжалась с 6 августа 1942 по 11 января 1943 года. В первые дни немецкая администрация пыталась заигрывать с населением. Нацисты тщетно пытались привлечь к себе симпатии армян, обещая содействовать созданию «свободной великой Армении». Армяне прекрасно осознавали цену таким обещаниям. Ведь ни для кого тогда не было секретом, что Турция ожидала своего часа для ввода войск на Кавказ, обещанного ей Гитлером. Что это могло означать для оставшегося кусочка исторической Армении в лице советской республики в Закавказье, было вполне очевидно.
Вся логика событий XX века неминуемо должна была превратить степной город в южный бастион нашей страны. Эту роль Буденновска - Святого Креста хорошо осознали и недруги России, которые в июне 1995 года попытались испытать его характер на прочность. Против мирных жителей был совершен беспрецедентный по жестокости и цинизму террористический акт.
14 июня со стороны Нефтекумска к посту ГАИ № 1 города Буденновска подошли два КамАЗа, крытых тентом, в сопровождении белых «Жигулей», окантованных характерной голубой милицейской полосой. В машине сидели двое в милицейской форме, заявившие, что везут тела героев, погибших в схватках с дудаевцами. Колонну пропустили, но тут же сообщили о возникших подозрениях начальнику милиции подполковнику Николаю Ляшенко, который немедленно дал команду следующему посту автоинспекции задержать и строго досмотреть направляющиеся в их сторону машины. Однако у Прасковейского поста снова последовал отказ показать так называемый «груз-200». Тогда постовые решительно потребовали колонне проехать для выяснения обстоятельств в районное управление ОВД.
В сопровождении патрульной машины Госавтоинспекции КамАЗы подъехали к зданию милиции... Неожиданно из грузовиков выскочило множество людей в камуфляже, которые оказались дудаевскими террористами, возглавляемыми Шамилем Басаевым. Вооруженные до зубов группы боевиков под крики «Аллах акбар!» открыли огонь.
Сокрушая все на своем пути, террористы убивали сопротивляющихся, а самых беззащитных собирали в колонну в качестве заложников. К 16-00 басаевцы с заложниками подошли к центральной районной больнице. Первым делом они расстреляли раненых летчиков и милиционеров, заминировали входы и предусмотрительно установили на всех этажах 18 баллонов с кислородом. Под прицелом нелюдей оказались 1100 человек, в том числе 480 больных, 380 медработников и сотни плененных жителей.
Прикрываясь «живым щитом» из беременных женщин и больных, басаевцы ставили ультимативные условия правительству России. Шесть дней продолжалась трагедия, итог которой - более 120 погибших, 192 получивших огнестрельные ранения разной степени тяжести. Сотни горожан обратились за медицинской помощью. В числе жертв самого громкого террористического акта конца XX века - русские, армяне и люди других национальностей.
Трагично и символично: жертвами террористического акта стали граждане двух государств – России и Армении.
Урок буденновской трагедии - это осознание того, что не остановленные в 1915 году создатели «Халифата» не отказались от своих хищных и антигуманных замыслов, к реализации которых они приступили 24 апреля 1915 года.
Это – трагическая дата в истории армянского народа. В этот день в разных городах мира армяне вспоминают жертв Геноцида. Кровавые события, которые произошли в Турции, унесли жизни от миллионов армян. Факт Геноцида признан многими странами, но Турция не входит в их число.
Своим историческим названием, своим геополитическим положением, и своей жизнестойкостью на всем протяжении более, чем 200-летней истории жители нашего города завоевали право на замечательное будущее.
Мы, жители города Буденновска, собравшиеся сегодня, 24 апреля 2005 года почтить память жертв Геноцида армянского народа, представители Думы города Буденновска и Администрации города Буденновска, в год 90-летия Геноцида и 10-летия Буденновской трагедии признаем Геноцид армян 1915 года как вопиющий акт человеконенавистничества и осуждаем его организаторов и вершителей. Мы призываем к покаянию отрицателей этих очевидных истин.
Эта резолюция принята на митинге, посвященном светлой памяти невинно убиенных девяносто лет назад во время Геноцида армянского народа в Турции в 1915 году.
г. Буденновск.
24 апреля 2005 года.
Не сохранилась фамилия мастера Гамо – Гамлета. Скромный это был человек. Хотя почему был? Возможно и сейчас он жив и здравствует, хотя здоровья он был не богатырского… Вскоре, после создания хачкара он уехал в город Волгодонск, работать строителем, созидать… Не сохранилось и название горы, от которой был отколот наш камень…
Но мы все знаем, что это был НАШ мастер, и это была НАША гора…
А к камню, ставшему Хачкаром, приходили и приходят люди… К нему возлагают цветы… Он стоит в церковном дворе, перед входом в храм, перед входом в дом Божий на этом земле. Стоит этот осколок Родины в степном ставропольском городе. И каждый, входящий во храм, прежде бросает взгляд на него, на солнечно-абрикосовый Камень, когда-то отколотый от родного порога…
Георгий Карибов
[gallery link="file" columns="2"]