В тысячелетней истории армянского народа месяц май имеет свое особое место, как месяц побед. Наши Майские праздники связаны с Сардарапатским сражением 1918 года, с взятием столицы фашистской Германии, Берлина, советскими войсками, в том числе и армянскими солдатами в 1945 году, и конечно, с освобождением Шуши в 1992 году.
В пресс-клубе о значении этих событий говорили член-корреспондент НАА РА, доктор исторических наук, профессор Бабкен Арутюнян и декан факультета истории ЕГУ, доктор исторических наук, профессор Эдик Минасян.
Бабкен Арутюнян.- Несмотря на все потери в истории армянского народ 1918 год имеет огромное значение. Ведь независимость, которую мы потеряли 5 веков назад, постепенно восстанавливалась, пусть даже ценой новых границ и унизительных условий Батумского договора.
Армянский народ, ставший жертвой Геноцида и потерявший почти половину своих сыновей, нашел в себе силу восстановить собственную государственность.
Правда, много плохого было сказано в адрес президентов Первой республики, но тем не менее, нужно воздать им должное за то, что в таких трудных условиях они смогли взять на себя эту тяжелую и унизительную ношу и 28 мая провозгласили Первую Республику Армения.
Этим мы обязаны, прежде всего, героическим майским сражениям 1918 года.
Ситуация была роковой. Приближались турецкие войска. Российские войска покинули Кавказский фронт. Если вначале некоторые грузинские полки участвовали в обороне, то они тоже ушли. И 15-тыс. армянских добровольцев должны были защитить 500 км. фронт.
Были люди, которые предлагали сократить длину передовой линии, чтобы сохранить хотя бы оставшиеся земли. Но с другой стороны были возражения, что в психологическом плане это плохо отразиться на людей. В итоге было решено, что сражаться будут по всей линии фронта.
Естественно, что 15 тыс. армянская армия не могла противостоять турецкой армии, которая имела численное преимущество. Наши войска отступили.
По принуждению грузинских меньшевиков мы потеряли Карс. Сдали Александраполь.
Турки двигались по трем направлениям: с одной стороны двигались в Ахалкалак, чтобы захватить восточную часть Лори, По другому направлению двигались в Гаракилису. И по третьему направлению-в Сардарапат.
В Ереване некоторые даже думали сдать город и подняться в горы. И в этой критической ситуации появился Арам Манукян, который был уникальной личностью. Он взял на себя руководство военными действиями. А армянский народ нашел в себе силы и способности, о существовании которых даже не подозревал. И армяне двинулись в Сардарапат, в Гаракилису и Баш Апаран.
Стоял вопрос существования восточных армян. Если бы противнику удалось пройти через ущелье Гамамлу-Спитак, то он бы с тыла напал на наши войска, которые сражались под Сардарапатом. В этом случае турки захватили бы Эчмиадзин и Ереван. Поэтому часть наших войск под командованием Драстамата Канаяна с сардарапатского фрона, из Гамарлу отправились в Баш Апаран. Конечно, судьбоносные события развивались под Сардарапатом.
Турки были спокойны, они были уверены в своих силах и в своей победе. Они захватили станцию Сардарапат и двигались вперед. Призрак смерти кружил над головой армянского народа.
Именно тогда появились большие патриоты Силикян, Пирумян и другие, которые смогли объединиться и уничтожить врага. Они разгромили противника.
… Испуганные, в панике турки обратились в бегство. Они были отброшены на 18-20 км. И сбежали бы дальше, если бы наше руководство оказалось умнее и дальновиднее.
Силикян предложил продолжить атаку , захватить город, после чего турки сами ушли бы из Александраполя. В этом случае у нас с турками был бы совсем другой договор. Но пока наши думали, турецкая армия пополнилась новыми силами и восстановила прежнюю линию.
Несмотря на героическую оборону, мы потеряли Гаракилису. Некоторые были оскорблены и не помогли сохранить Гаракилису, хотя и могли.
В Баш Апаране армяне сделали все возможное и невозможное. На помощь пришли езиды, под командованием Джаангир Паши. На помощь пришли и другие силы и мы смогли нанести решающий удар. Турки были отброшены назад, до ущелья Спитака. И если бы мы не остановились и двигались вперед, то сражение Гаракилисы имело бы совсем другой исход.
Тем не менее турки, которые хотели уничтожить все армянство, были вынуждены считаться с новой реальностью: с единой силой восточных армян, победивших в Сардарапатском сражении. Не имело значения, является ли армянин жителем Араратской долины, Арцаха или Баш Апарана, они сражались вместе…
Арцахский полк, и вправду, сражался до конца. В Сардарапатском сражении участвовал наш будущий Маршал Ованнес Баграмян.
Таким образом, турки были вынуждены признать рождение нового армянского государства, пусть и с новыми границами. И спустя века армянское государство должно было подписать договор с непризнанным государством, с Кемалисткой Турцией.
А о том, какие уроки дала нам история и какие последствия имели майские героические сражения 1918 года, представим в следующей статье.
Гр. Рубинян
http://www.artsakhtoday.com