Моя последняя статья об усилиях министра иностранных дел Турции, направленных на начало переговоров с диаспорой, вызвала массу откликов в армянских и турецких кругах. Турецкие газеты, телекомпании и сайты широко осветили попытки Давутоглу установить связи с армянами. Турецкие СМИ связывают инициативу министра иностранных дел с программами на 2015г., посвященными 100-летию Геноцида.
Армяне также заполонили интернет-страницы и «Facebook» своими комментариями по поводу моей статьи, которая распространилась по всему миру на английском, армянском, турецком, французском и русском языках. В реакции армян, понятное дело, ощущались скепсис и осмотрительность. Должностные лица Армении спокойно следили за рапортами по поводу встреч Давутоглу, воздерживаясь от каких-либо публичных комментариев, между тем, армянская пресса Стамбула наперегонки перепечатывала то, что публиковалось по этой теме в турецких СМИ.
Армянских читателей волновало два вопроса: кто будет представлять диаспору, если и когда армяне начнут переговоры с Турцией, и какие конкретно требования армяне предъявят правительству Турции?
Это чрезвычайно сложные вопросы, и армяне диаспоры должны всерьез рассмотреть их. Было бы идеальным, если бы представители диаспоры избирались путем голосования армянских жителей своих стран, как я предлагал в предыдущих статьях. У избранных делегатов будет право представлять армянство диаспоры на любых переговорах.
Эти представители будут согласовывать свои решения и действия с правительством Армении, в частности, в связи с чрезвычайно важной задачей проведения переговоров с Турцией, создав совместную делегацию. Извлекая уроки из провалившейся попытки воплотить в жизнь армяно-турецкие протоколы, ясно, что с Турцией невозможно установить диалог без участия и согласия двух сторон – Армении и диаспоры.
В случае отсутствия избранной структуры диаспоры, представители трех армянских традиционных политических партий, вместе с правительством Армении, могут инициировать формирование единой команды переговорщиков. Чтобы сделать делегацию более представительной, в нее могут быть включены несколько главных общинных организаций и известных людей, включая представителя армян Турции.
Другой чрезвычайно важный вопрос – разработка повестки переговоров с турецкими должностными лицами. Какие у армян конкретные требования к Турции? Это очень серьезная и чувствительная проблема, которая требует глубоких знаний по Армянскому вопросу, знания стратегии и тактики проведения переговоров.
Для армян было бы поучительным изучить пример того, как Израиль и 23 крупные еврейские организации объединились, сформировав Конференцию по материальным претензиям евреев к Германии с целью получения компенсаций за жертв Холокоста, и как эти организации согласовывали свои позиции с Израилем, который заключил отдельный договор о компенсации с Западной Германией. В результате их многолетних совместных усилий коалиция организаций еврейской диаспоры и Израиля получила от Германии 70 млрд долларов в качестве компенсации.
Можно извлечь дополнительные уроки из примеров финансового урегулирования массовых судов, связанных с ответственностью за влияние асбеста, товаров, а также разрушение двух башен-близнецов в Нью-Йорке и разлив нефти в Мексиканском заливе.
Тем не менее, есть важная разница между Холокостом и Геноцидом армян. В то время как евреи были истреблены в европейских странах, находящихся под нацистским игом, армяне были вырезаны и насильственно депортированы со своей родины. Поэтому никакая денежная выплата не может целиком компенсировать потерю армянских исторических земель. Армяне должны требовать не только возмещения личных потерь, но и возвращения Западной Армении, как решил президент Вудро Вильсон: требование, которое Турция продолжает отвергать.
Если начнутся серьезные переговоры, то совместная делегация армян может потребовать от Турции следующие предварительные шаги, с помощью которых она докажет свое дружелюбие:
- выплатить компенсацию всем жертвам геноцида;
- восстановить и возвратить Армянскому патриархату Стамбула все религиозные святыни;
- вернуть все конфискованные частные и общинные имения армянским владельцам;
- обеспечить для Республики Армения специальный коридор для использования турецкого порта в Трабзоне в коммерческих целях;
- разрешить армянам без визы посещать Арарат, Ани и другие армянские исторические места, находящиеся в Турции;
- отменить блокаду Армении;
- положить конец официальной политике Турции по отрицанию Геноцида армян и упразднить 301-ую статью уголовного кодекса Турции;
- воздерживаться от враждебной политики против Армении и Арцаха.
В случае достижения соглашения эти меры станут значительным прогрессом в деле выполнения армянских требований к Турции, вместе с тем, по поводу проблемы возвращения территорий можно отдельно обратиться в международные правовые инстанции.
Арут Сасунян, редактор газеты «Калифорнийский курьер»
ARMENIA Today