Интересное интервью дал Арменпресс глава Службы нацбезопасности Горик Акопян, комментируя дело об отмывании денег, возбужденное в связи с деятельностью фонда "Сивилитас" и проходящего по делу Вардана Осканяна.
Говоря об отказе Осканяна и директора фонда Салби Казарян давать показания в рамках дела, Акопян сказал, что, вместо того, «чтобы способствовать раскрытию правды, они выбирают для себя поведение, подобающее мафиозной клановой структуре».
Кроме этого, глава Службы нацбезопасности считает, видимо, зазорным то, что фонд получал беспрецедентно щедрое финансирование от правительства США и ряда европейских стран. «Наше несовершенное законодательное поле не исключает возможности подобного финансирования. Но если бы Осканян давал показания, привлек бы внимание и тот факт, что дипломат, долгие годы представлявший интересы Армении за рубежом, сегодня занимается политической деятельностью в Армении, издает газету, финансируясь извне», сказал Горик Акопян.
Фактически, раз делом по отмыванию денег занимается СНБ, значит, считается, что финансирование извне газеты и деятельности фонда является угрозой национальной безопасности. То, что финансирование не нарушает закон, хоть и «несовершенный», значит, что угрозу нацбезопасности представляет сама деятельность Осканяна.
С какой целью внешние силы, в том числе, посольства США и европейских стран, предоставляли Сивилитасу гранты? Если в этих целях и деятельности фонда есть угроза национальной безопасности, если они нацелены на ослабление государства или сотрудничество с враждебными структурами, измену, шпионаж, то СНБ следует предъявить фонду прямые обвинения. Вряд ли общество поддержит Осканяна, если выяснится, что он передавал военные тайны через Сивилитас посольству США.
Но, скорее всего, тут дело не в угрозе нацбезопасности, а в угрозе власти. В Армении привыкли идентифицировать власть и государство, и если кто-то всерьез оппонирует власти, он автоматически провозглашается «врагом народа». Этот путь прошли все оппозиционеры в Армении. Однако, видимо, Осканян представляет особую угрозу, и действия в нему заходят слишком далеко.
Кроме того, вряд ли главе Службы нацбезопасности Армении стоит говорить в тоне советского КГБ 1937 года. Посольство США и ЕС финансирует не только Сивилитас, но и армию, судебные реформы, оснащение полиции, строит дороги в Армении, проводит воду. Безусловно, у США есть свои интересы, но, прежде чем обвинять, следует точно указать, где эти интересы противоречат интересам Армении. Может, развитие демократии, организация обсуждений, формирование дискурсов, издание газеты и создание интернет-телевидения являются угрозой нацбезопасности? А может, Осканян сделал что-то другое, но тогда давайте говорить об этом.
Если дело связано с тем, что финансировали фонд мормоны, то давайте запретим мормонам жить и работать в Армении, давайте скажем, что в Армении должна действовать только Армянская Апостольская церковь. Если мормоны и другие поддерживали не гражданскую, а политическую деятельность Осканяна или, скажем, Роберта Кочаряна, давайте заявим, что они не вправе заниматься политикой.
Иначе, получается, что политического деятеля, которому вменяется в вину отмывание денег, на самом деле обвиняют в политической деятельности.
Наира Айрумян, http://www.lragir.am/