Сфера рыбоводства является одним из перспективных направлений в Армении. На сегодня в этой области задействованы порядка 230 рыбоводческих хозяйств, а совокупный объем выпускаемой ими продукции достигает около 7 тыс. тонн ежегодно. Правда, это далеко не тот показатель, которым можно гордиться. Ведь наш потенциал без каких-либо дополнительных капитальных вложений, с использованием уже имеющихся водных ресурсов, в состоянии обеспечить до 25 тыс. тонн в годовом разрезе.
В настоящее время существуют довольно интенсивные технологии, позволяющие в 1 кубометре воды разводить примерно 100-150 кг рыбы, а при применении более интенсивных форм в том же объеме воды можно получить до 300-400 тонн. Для сравнения, этот показатель у нас сейчас едва доходит до 10-11 кг. Основным препятствием на пути развития местной рыбоводческой сферы являются проблемы, связанные с реализацией продукции, в частности, экспортом рыбы в европейские страны.
Вывоз рыбной продукции осуществляется пока что только на российский рынок. Сразу после того, как в 2010 году, благодаря активному содействию нашего правительства, со стороны России было дано разрешение на экспорт сначала 22 рыбоводческим хозяйствам, а через год еще двум, ситуация в сфере заметно изменилась. Объемы производства резко возросли: если 2-3 года назад этот показатель не превышал 5 тыс. тонн ежегодно, то уже в 2011 году он достиг 7 тыс. тонн. В нынешнем ожидается, что объем производства рыбной продукции в Армении приблизится к отметке в 8 тыс. тонн.
Проблема в том, что Россия установила также квоты на импортируемую из Армении рыбу, поэтому, несмотря на существенное увеличение экспорта, объемы по-прежнему далеки от желанных показателей. В прошлом году, к примеру, на российский рынок поступило 1500 тонн рыбы, из которых 350 тонн пришлось на долю Ленского осетра, а остальная часть - форелевой рыбы, в основном радужной, речной и севанской типа “Гегаркуник”. Экспортировалась также икра из Армении, примерно 1 млн 200 штук икринок. Для того, чтобы было понятнее, отметим, что в одном килограмме насчитывается где-то 13-14 тыс. икринок.
Что касается европейского рынка, то ситуация здесь намного сложнее. Дело в том, что, как нам объяснили в Министерстве сельского хозяйства, вывозить рыбу наши хозяйствующие субъекты туда не в состоянии, поскольку для этого необходимо пройти экспертизу в специализированных лабораториях, соответствующих европейским стандартам. Причем для получения разрешения экспертизе должны подвергнуться не только рыба, но и корм, а также вода, в которой выращивалась эта рыба. За каждую из этих экспертиз необходимо выплатить около 7 тыс. евро, то есть в общей сложности предпринимателю придется выложить свыше 20 тыс. евро, но даже в этом случае неизвестно - получит он разрешение или нет. Поэтому никто из действующих у нас рыбоводческих хозяйств пока не пошел на такие риски. В Армении же подобных лабораторий, выдающих сертификаты о безопасности продуктов питания в соответствии с европейскими стандартами, не существует. Но правительство неоднократно заявляло о том, что вопрос их создания находится на повестке дня и в ближайшие 2-3 года обязательно получит свое окончательное решение.
А пока в Европу, в частности, Бельгию и Францию, экспортируются лягушки и раки. Единственным условием здесь является то, что они должны быть из естественных водоемов. Поэтому столь дорогостоящей экспертизы, как в случае с рыбами из искусственных водоемов, в этом плане не существует. Достаточно свидетельства, которое выдается Службой биоресурсов, действующей при Министерстве охраны природы. Специальных хозяйств, занимающихся у нас отловом лягушек и раков из естественных водоемов, нет. Некоторые рыбоводческие хозяйства просто собирают их в водоемах, далее вывозят. В годовом разрезе в Европу экспортируются примерно 3,8 тонн лягушек и 1 тонна раков.
Впрочем, помимо болезненных вопросов, связанных с экспортом, в отечественной рыбоводческой сфере существуют и другие немаловажные проблемы. Дело в том, что на сегодня из 230 рыбоводческих хозяйств более 200 осуществляют деятельность в Араратской долине. Подавляющее большинство работает не по замкнутому водному циклу, а с использованием проточной воды. В Араратской же долине, которая на первый взгляд изобилует водой, не все так просто. Зачастую незнание ситуации о наличии водных ресурсов в конкретном месте приводит к парадоксальным ситуациям. Бывало, что люди жалуются на то, что их земельные участки затопляются из-за высокого уровня подземных вод, выходящих наружу. Параллельно жители соседней деревни страдают от нехватки питьевой воды. Все это происходит именно из-за отсутствия необходимой информации о водном балансе региона. Сейчас в Араратской долине существует и другая проблема, связанная с массовым развитием там рыбоводческих хозяйств, которые используют для своих нужд подземные воды с больших глубин.
На самом деле это самая хорошая вода, наши питьевые резервы, а хозсубъекты забирают ее, пропуская через свои бассейны. Ситуация настолько серьезная, что уже само правительство забило тревогу, поскольку никто не знает, какие изменения происходят с нашими ценными подземными водами, являющимися стратегическим запасом страны. Правительство обратилось в USAID, чтобы в рамках проекта “Чистая энергия и вода”, реализуемого в Армении, была дана экспертная оценка подземным ресурсам в Араратской долине. В ближайшие время предстоит выяснить, каковы риски от деятельности рыбоводческих хозяйств в этом регионе и что может произойти в случае дальнейшего увеличения количества этих хозяйств. Может быть, мы ничем не рискуем или, наоборот, ситуация критическая. Все станет ясно после проведения специальных исследований.
Лиана ГЕЗАЛЯН, "Республика Армения"