В середине XIX века из Ростовской губернии (Нахичевань-на-Дону) в Царицын переселилось несколько десятков семей, преимущественно прямых потомков анийских армян. Некоторые из них в Царицыне организовали на основе уже имеющихся поселений новые армянские поселения и общину.
Она и школа, и приют
Армянское общество григорианского вероисповедания города Царицына 27 апреля 1899 года обратилось в Духовное правление Астраханской епархии Армянской апостольской церкви с просьбой разрешить построить молитвенный дом и при нем открыть приходскую школу. В этом же году представители общества подали прошение в Царицынскую городскую думу об отводе места для постройки церкви за полотном Царицынской железной дороги. Постановлением Царицынской городской думы в ноябре 1899 года «единогласно предложено отвести безвозмездно армянскому обществу г. Царицына пустопорожнее место в 157-м квартале под постройку армянской церкви в количестве 300 /трехсот/ квадратных сажень». Более двух с половиной лет губернские инженеры скрупулезно рассматривали план местности и проект сооружения будущей церкви. В конце 1902 года были утверждены план и смета постройки церкви, которая составила 31682 рубля. Церковь строилась из цельного природного камня – туфа.
Наш дедушка и его братья рассказывали, как вывозили туф из Артикского района Армении. Затем по Каспийскому морю через Астрахань он доставлялся в Царицын. Несмотря на большие затраты по перевозке строительного материала, церковь была построена быстро, всего за три года. Строение представляло собой монументальный купольный храм, выполненный в романском стиле, который являлся доминантой Заполотновской части города. Центральный объем церкви представлял четверик, с возвышающимся над ним мощным восьмериком, завершенным граненым куполом шатровой формы, а на гранях восьмерика располагались большие арочные окна. Вскоре рядом с церковью на улице Волжской (ныне им. М. Балонина) 7 ноября 1908 года состоялось освящение фундамента здания одноэтажной каменной церковно-приходской школы. «В третьей части города около винного склада закончена вчера постройка армянской школы. Здание, построенное на средства местного армянского общества, обошлось в 10000 рублей. Занятия в школе начнутся с будущего учебного года…». Это выдержка из справочника-календаря «Весь Царицын – Посад, Дубовка, Сарепта, Царицын» 1909 года издания. Рядом с церковью располагался также приют для престарелых и бедных выходцев с Закавказья и Кавказа, это заведение служило и как временное пристанище для малоимущих пассажиров, проезжающих через Царицын.
«Нет препятствий для изъятия»
Голод 1921-1922 гг., охвативший все Поволжье, в том числе и Царицынскую губернию, послужил удобным поводом для проведения государственной кампании по массовому насильственному изъятию церковных ценностей. В январе ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковных имуществ». Изъятие золота в пользу голодающих должно было решить для советской власти еще несколько задач: ликвидировать экономическое могущество церквей разных конфессий, дискредитировать и уничтожить сословие духовенства, получить средства для укрепления пролетарского государства. В церковных кругах Царицына, да и по всей России, декреты и постановления советского правительства по поводу изъятия церковных ценностей вызвали неоднозначную реакцию. В частности Армянской церковью был поставлен вопрос о необходимости дифференциации церковных ценностей, определялись святыни, которые в силу канонических устоев «не могут быть пожертвованы в фонд Помгола». 27 марта 1922 г. Центральным комитетом Помгола (помощи голодающим) всем губернским и областным комиссиям для руководства по изъятию церковных ценностей была разослана инструкция, в которой разъяснялось понятие «ценности» предметов культа. Так, иконы и картины со святыми ликами не подлежали изъятию, как «не представляющие ценности в смысле золота, серебра, камней». Относительно риз, окладов, подсвечников в инструкции указывалось, «нет никаких препятствий для их изъятия или замены менее ценными предметами». Все золотые предметы, украшенные бриллиантами, подлежали изъятию. Из серебряной посуды, крестов, чаш, блюдец, дискосов, кадил предусматривалось оставлять лишь необходимое для богослужения количество, и только по одному экземпляру.
Стадион на месте храма
В тридцатые годы прошлого столетия многие культовые здания были разрушены. Из 36 храмов Царицына уцелели единицы. Что касается армянской церкви, ее участь тоже была печальна. В 1929 году она была закрыта на основании постановления местных властей. А примерно еще через два года при строительстве стадиона «Динамо» полностью разрушена. Входная колоннада стадиона, как утверждают некоторые краеведы и архитекторы, точно соответствует параметрам бывшего храма и стоит на фундаменте прежней армянской церкви. Общественная, историческая и художественная значимость данного культового сооружения для нашего края была велика. Церковь Св. Григория Просветителя являлась историческим местом совершения религиозных обрядов и духовным центром армян города Царицына.
Карен Кочарян, Гаянэ Кочарян, "Волгоградская правда"
Справка «ВП»: «Армянская церковь была расположена на пониженном участке верхней террасы правого берега р. Волги в Центральном районе города, на пересечении ул. Кубанской и ул. им. М. Балонина. В настоящее время земельный участок, на котором в начале XX века был выстроен храм, находится на территории комплекса стадиона «Динамо», с юго-восточной стороны и свободен от застройки» (Паспорт и учетная карточка, выданная Министерством культуры РФ)