Основным товаром, экспортируемым из Армении в Турцию, являются на сегодня необработанные шкуры крупного рогатого скота. Согласно справке таможенных органов, в первом квартале 2012г. из нашей страны были экспортированы товары на общую сумму около 200 тыс. долларов, из которых на необработанные шкуры крупного рогатого скота приходится порядка 104 тыс. долларов. Кстати, в прошлые годы наблюдалась аналогичная картина: несмотря на небольшой объем экспорта в соседнюю Турцию, размеры поставок необработанной шкуры выглядят довольно впечатляющими, поскольку на долю этой страны приходится около 20% необработанных шкур, вывозимых из Армении. И это при том, что наше сырье уходит в Турцию буквально за бесценок: таможенная стоимость одной шкуры составляет 4,5 доллара. Часть из них снова возвращается в Армению, но уже в обработанном виде и, естественно, совсем по другим ценам, заодно способствуя развитию турецкого кожевенного производства.
Местные чиновники объясняют экспорт этого сырьевого ресурса отсутствием кожевенной промышленности в Армении, в связи с чем армянская промышленность вынуждена импортировать кожу не только из Турции, но и Италии. Но представители сферы уверены, что обувная и кожевенная отрасли на сегодня обладают всеми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной деятельности. Проводить параллели с объемами выпускаемой в советские годы продукции, конечно же, не стоит, но факт остается фактом: у нас сейчас имеются достаточные возможности как в плане производственного оборудования, так и специалистов для того, чтобы полностью удовлетворить внутренний спрос. Основная проблема, из-за которой местное кожевенное производство вынужденно простаивать, упирается именно в экспорт необработанных шкур крупного рогатого скота из Армении.
Многие страны, такие, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, установили на границе серьезные таможенные пошлины при вывозе сырьевого материала из страны. Здесь при экспорте одной тонны консервированной коровьей шкуры на границе зачастую приходится платить пошлины в размере двойной стоимости сырья. Ясно, что при таких расценках никому из бизнесменов и в голову не придет импортировать оттуда сырье. Столь существенные расценки установлены для содействия местному производству. Если и возникает необходимость, то экспортируют полуфабрикаты, но прежде сырье обрабатывается на местных заводах, обеспечивая людей рабочими местами.
В Армении же все с точностью до наоборот. Отечественный кожевенный завод, снискавший в советские времена славу одного из лучших в СССР, и сегодня котируется как современное предприятие, поскольку здесь не только сохранено все оборудование, но и задействованы новые производственные линии, которые по своему высокому качеству удивляют даже коллег, приезжающих из Турции и Италии. Но оно вынужденно простаивать, хотя еще несколько лет назад кое-как пыталось выжить в неравной борьбе с экспортерами сырьевого материала.
“Когда мы сами пытаемся покупать сырье, то сталкиваемся с неимоверными трудностями в плане ценообразования, находясь в неравных условиях с экспортерами (в основном, турецкими), поскольку, во-первых, при оформлении документов они имеют определенные преимущества, а, во-вторых, в отличие от местных предпринимателей, в состоянии предложить наибольшую цену при скупке сырой кожи. Сами понимаете, что мы никак не можем шагать в ногу с Турцией, являющейся гигантом по производству кожаных изделий. И они, как пылесос, могут смести имеющийся сырьевой запас в нашей стране, причем по любым ценам, независимо от того, стоит оно того или нет”, - пояснил в беседе с нами собственник Ереванского кожевенного завода Вардан Киракосян.
Не имеют проблем экспортеры и с качеством необработанных шкурок. В Турции просто не требуют специального консервирования. Там есть спрос на любую продукцию, а отечественному заводу нужно предварительно обработанное сырье, в чем абсолютно не заинтересованы поставщики, которым легче сбыть товар экспортерам. Вот и получается, что для Турции объемы поступающего из Армении сырья не столь уж значимые (рассматриваются исключительно как дополнительный рынок), а для нас такой отток становится серьезной преградой, потому что ввозить из других стран - несравнимо дорогое удовольствие.
Решение этого вопроса наш собеседник видит либо в ограничении на несколько лет вывоза сырого сырья из страны, либо в установлении высоких таможенных пошлин для экспорта. При таком раскладе через определенное время по цепной реакции начнется развиваться также обувная промышленность Армении, обеспечив не только потребности внутреннего рынка, но и экспорт отечественной продукции на зарубежные рынки. Однако все не так просто, как хотелось бы. Прежде всего, Армения является членом Всемирной торговой организации, из-за чего не могут быть применены таможенные пошлины, ужесточающие экспорт. Но, по словам г-на Киракосяна, ВТО имеет допустимые нормы, при которых можно применять таможенные пошлины при экспорте в пределах 15-20% от стоимости продукции для того, чтобы стимулировать местное производство.
Конечно, тут возникает другой вопрос, который, кстати, и задают чиновники: а если местные производители не в состоянии будут скупать весь объем необработанной кожи у фермеров, а турки при этом не будут вывозить или, скажем, предложат абсолютно неприемлемую минимальную цену, то что тогда? Ведь, по сути, Ереванский кожевенный завод в случае временного ограничения вывоза необработанных шкур крупного рогатого скота становится попросту монополистом на рынке. Да, в Армении есть несколько мелких производств, но подобных мощностей и технологического потенциала нигде в стране больше нет. Поэтому вполне логично предположить, что завод будет диктовать те цены, которые выгодны ему и абсолютно неприемлемы для фермеров.
“Во-первых, в Армении нет такого количества фермерских хозяйств с многочисленным поголовьем скота, чтобы предложение необработанного сырья превышало спрос на него. А, во-вторых, при убое животных для поставок мяса удельный вес сырой шкуры составляет всего лишь 2-3% общей стоимости, не являясь столь уж существенным для фермера, с точки зрения получения прибыли. Чтобы было понятнее, приведу конкретный пример: крестьянин зарезал свое животное, чистый вес мяса которого составил, скажем, 200-300 кг. При этом вес шкуры будет не больше 15-20 кг, стоимостью максимум один доллар за килограмм (сегодня, кстати, цена и вовсе упала до 20-ти центов). Так вот, если даже этому крестьянину не удастся продать шкуру животного, то существенных убытков, как видим, он не понесет. Однако, если и это не довод, то в конечном итоге производственники могут заключить соответствующий договор с государством о том, что они обязуются скупать у фермеров сырье в таком-то объеме и по такой-то цене”, - резюмировал г-н Киракосян.
Лиана ГЕЗАЛЯН, "Республика Армения"