На сегодняшний день не многие представляют себе насколько ошибочно преувеличивать роль, силу и возможности турецкой дипломатии, как в историческом прошлом, так и в настоящее время. Особенно это касается общественных деятелей, которые, не разбираясь в сути вопроса, по инерции продолжают дипломатические победы других стран, приписывать турецкой дипломатии. Что влечет за собой большими последствиями как на развитие внутриполитического процесса в Армении, так и в регионе в целом.
На протяжении долгого времени, армянскому обществу насаждали идею о «непобедимой турецкой дипломатии». Многочисленные попытки решить Армянский вопрос, который возник в Сан-Стефанском мирном договоре в 1878 г. между Россией и Турцией, и вошел в международную дипломатию как вопрос о западных армянах, находившихся под игом османской Турции, не получил желаемого решения. Но в общественную жизнь была привнесена идея о непобедимой турецкой дипломатии, иными словами, на вопрос по чьей вине не состоялось решение армянского вопроса, все участвующие стороны (Россия, Англия, Австро-Венгрия, Франция, Германия) показывают на дипломатию Турции.
Когда руководитель турецкой делегации Сафвет-паша, увидел Сан-Стефанский договор, то воскликнул: «Вы нас почти лишили европейских областей, оставьте в покое хотя бы в Азии!». В результате недовольства Австро-Венгрии и Англии условиями Сан-Стефанского договора 1878 г. выгодными для России, славянских государств на Балканах и армянского населения, был созван Берлинский конгресс. Берлинский конгресс превратил Армянский вопрос в вопрос, связанный с интересами великих держав, он увел разрешение этого вопроса с несравненно более реального пути и поставил на совершенно неблагоприятный, в конечном счете, губительный путь. Верно заметил Раффи: «Положение армян не очень интересовало англичан. Им было нужно другое. Им нужна была мощная плотина, которую они хотели возвести перед русскими».
Борьба держав за подчинение и влияние на Ближний Восток, закрывание друг перед другом дверей к Черному и Средиземному морям, разжигание войн, торговая конкуренция, концессии, дипломатическая грызня и многие другие факторы, показывают, что роль, влияние и способности турецкой дипломатии в историческом прошлом, практически сводятся к нулю. Османская империя была зависимой страной, как в политическом, так и в финансовом отношении, поэтому проводила ту внешнеполитическую линию, которую ей указывали другие страны. Прежде западные страны неизменно препятствовали осуществлению требований России в отношении Османской империи, а Россия со своей стороны мешала полному подчинению Турции влиянию западных держав.
Вся хваленная работа турецкой дипломатии заключалось в том, чтобы прийти, подписать уже готовые договора, и уйти к себе. Ни каких сверхъестественных способностей у турецкой дипломатии не было. Результат на лицо, достаточно взглянуть на карту: Албания, Румыния, Греция, Сербия, Болгария, Кипр, Сирия… потеря одной национальной территории за другой.
Однако, Армянский вопрос продолжал оставаться не решенным, великие державы, которые были способны решить Армянский вопрос, своей политикой и нерешительностью не остановили турков и курдов в осуществлении Геноцида армян. «Наивный армянский народ видел свое уничтожение из рук европейцев, русских, немцев, Антанты и других, видел как турков вооружают, видел как армянские земли дарят туркам (Киликия французами), Карс, Сурмалу (русскими коммунистами), армяне все это видели своими глазами и не верили…», - пишет А.Исаакян.
Архитекторами и направляющими силами турецкой дипломатии были западные страны (Англия, Германия, Франция, Австро-Венгрия) и Россия. Вопрос о разделе Турции не раз обсуждался во время дипломатических конференций, и каждый раз он служил объектом комбинаций и сделок между державами.
История на этом не заканчивается. Дипломатические качели были, есть и будут, сегодня армянофильский, завтра туркофильский договор, ничего странного в этом нет, обычная дипломатическая работа. Надо помнить главное, когда начинают преувеличивать или преуменьшать дипломатическую силу страны, тогда начинаются внешнеполитические ошибки, чреватые серьезными вызовами народу и стране.
Роберт Арутюнян