Массовый вывоз из нашей страны чугунного лома, начавшийся еще в середине 90-х годов, очень сильно сказался на отечественной сфере литейного производства, где в качестве основного сырьевого ресурса используется именно серый чугун. Сегодня здесь насчитывается чуть больше одного десятка предприятий, которые пытаются выжить в непростых условиях, конкурируя с экспортерами чугунного лома, у которых, как выясняется, больше преимуществ, чем у местного производителя. Ровно год назад министр экономики Тигран Давтян во время своего визита на производственные предприятия Котайкской области побывал на Чаренцаванском инструментальном заводе и предприятии «Центролит». Продукция обоих заводов нацелена на горнорудную промышленность - в их литейных цехах отливаются специальные шары для дробильных мельниц горнорудных предприятий.
«Мы стали свидетелями того, что даже на старом советском оборудовании можно производить конкурентоспособную продукцию. С советских времен эти предприятия значительно сократили производство, но все же сберегли потенциал - хотя и в малых объемах. Весьма интересна и кооперация между отечественными производствами. Горнорудная промышленность тянет за собой сопутствующие производства и занимает людей в Чаренцаване. Будем стимулировать кооперацию»,- заявил тогда министр экономики, ознакомившись с производством на этих предприятиях.
Что конкретно имел в виду г-н Давтян, говоря о стимулировании кооперации между литейными предприятиями и горнодобывающей промышленностью, история умалчивает. Однако сами литейщики констатируют, что на содействие правительства уповать им не приходится.
Производственный кооператив «Никол Думан», на котором мы побывали на днях, находится в самом Ереване, на территории бывшего автобусного парка, что в окрестностях столичного вокзала. В отличие от своих котайкских «собратьев», это предприятие не обладает серьезными производственными мощностями, доставшимися с советских времен. Хотя создано было предприятие именно в советский период, в конце 80-х годов, когда повсеместно начался бум на кооперативы. Тогда оно действовало при станкостроительном заводе им. Дзержинского в Ереване, а сейчас здесь работает бывший коллектив этого завода: от начальников цехов, инженеров до простых рабочих.
Шары для дробильных мельниц горнорудных предприятий «Никол Думан» не производит, ориентируясь больше на производстве, требующем точного, фигурного литья. В спектр продукции этого предприятия входят детали канализационных систем, трубы для водостоков, удаления дождевых потоков, люки и т.п. Кстати, деревянные скамейки с чугунными опорами и золотистой надписью «ԵՐԵՎԱՆ», появившиеся в последнее время на центральных улицах, в парках и садах столицы, также изготавливают на этом предприятии. Ежегодный оборот производственного кооператива превышает 100 млн драмов, а в 2012-м эта цифра может удвоиться благодаря довольно большим заказам, полученным еще в начале этого года.
Несмотря на увеличивающийся поток заказов, планов по расширению производства у руководства не имеется, поскольку перспективы развития литейного производства Армении кажутся весьма туманными. Проблема упирается в растущие с каждым годом цены на чугунный лом. Достаточно сказать, что за последние несколько лет его стоимость на местном рынке поднялась почти в два раза. Если еще 4 года назад вторсырьевой чугун можно было приобрести за 40-50 тыс. драмов за тонну, то сейчас цены колеблются в пределах 70-90 тыс. драмов. Плюс ко всему приходится выплачивать также подоходный налог в размере 11%, поскольку при покупке лома продавцы, являющиеся в основном физическими лицами, никаких документов не дают.
Меж тем подавляющая часть этого сырья уходит за рубеж, в частности, в соседний Иран, а также в Турцию, а оттуда возвращается к нам в виде готовой продукции, но уже совсем по другим ценам. Все бы ничего, если бы не один очень существенный нюанс - чугунный лом является для Армении невосполнимым ресурсом. Спустя какое-то время его запасы, оставшиеся еще с советских времен, попросту закончатся, и придется закупать лом уже в других странах - в России, Украине. Очевидно, что импорт этого сырья обойдется довольно дорого, поэтому многие отечественные литейные предприятия не смогут конкурировать на рынке в плане себестоимости выпускаемой продукции, тем более, что тарифы на электроэнергию, за счет которой работают индукционные электропечи, в Армении также высокие.
Дабы избежать перспективы свернуть свое производство, руководители действующих литейных предприятий Армении еще пару лет назад написали письмо премьер-министру Тиграну Саркисяну с просьбой об оказании содействия сфере в виде ограничения экспорта невосполнимого сырьевого ресурса, коим является чугунный лом.
«На первое письмо мы вообще не получили никакого ответа. Год спустя написали еще одно письмо, которое на сей раз удостоилось внимания. Однако на нем по какой-то странной причине стояла подпись главы аппарата Министерства экономики, который уведомил нас, что ограничение экспорта чугунного лома может воспрепятствовать развитию рыночных отношений в Армении»,- пояснил в беседе с нами директор производственного кооператива «Никол Думан» Карлен Геворкян.
Проблема в том, что экспортеры чугуна, в основном иранцы, и местные литейщики находятся в совершенно разных условиях. У первых на руках довольно серьезные финансовые ресурсы, позволяющие им закупать лом в больших объемах. Производственники же, в силу высоких ставок на кредитные средства в армянских комбанках, не имеют достаточных средств для осуществления такого масштабного закупа.
Впрочем, проблемы на этом не заканчиваются. Согласно закону, объем торговых операций за наличный расчет не должен превышать 3 млн драмов в разрезе одного месяца. Однако «Никол Думан» ежемесячно использует до 50 тонн чугунного лома, который приобретается, как известно, не в магазинах, а с рук. Поэтому вопрос предоставления счетов-фактур автоматически отпадает. Но ведь простой арифметический расчет показывает: умножив 50 тонн в среднем на 80 тыс. драмов, получим 4 млн драмов, а ведь необходимо еще оплачивать наличными чеками и другие текущие расходы предприятия. Почему-то никто в правительстве за все эти годы не берется хоть как-то упорядочить сферу приемных пунктов чугунного лома, привести их на законное поле.
Кроме того, по действующему порядку не позволяется дебетировать чеки контрольно-кассовых аппаратов по линии НДС, несмотря на то, что в них отдельной строкой прописан этот вид налога. «Для чего в таком случае нужен чек, не совсем понятно»,- вопрошает г-н Геворкян и подчеркивает, что все заявления госчиновников о поддержке малого и среднего бизнеса остаются на уровне слов и никак не перерастут в конкретные дела.
Лиана СИРУНЯН, "Собеседник Армении"