В 2009 году президентом Армении Сержем Саргсяном и премьер-министром Тиграном Саркисяном был учрежден Фонд “Луйс”: ими была разработана крепкая структура, формирующая интеллектуальный капитал страны, являющийся базой для экономики, основанной на знаниях. Если говорить проще, Фонд “Луйс” поддерживает армянскую молодежь (как местную, так и из-за рубежа) в самом главном вопросе: если ты поступаешь в десятку лучших вузов мира (перечень этих университетов есть на сайте Фонда), то спокойно можешь обратиться за финансовым обеспечением твоего обучения. Притом деятельность Фонда достаточно прозрачна (на сайте www.luys.am есть вся необходимая информация), но наша пресса не так активно освещает его работу, которая выходит далеко за пределы предоставления стипендий на образование в “оксфордах” и “кембриджах”. А потому мы решили побеседовать с директором образовательной программы Фонда “Луйс” Жаклин Караасланян, дабы она пролила свет на работу Фонда, другие его инициативы и программы. Г-жа Караасланян родилась в Армении, образование получила во Франции, после чего жила в США. У нее огромный и серьезный опыт по управлению и руководству всеобщими проектами, разработке стратегий и объемных образовательных программ по всему миру. С самого начала она работала с членами-основателями Media Lab всемирно известного Массачусетского технологического университета MIT) и 25 лет неизменно являлась директором спецпроектов Future of Learning Group и Media Fabrics Group.
Ж.Караасланян была одним из главных участников команд исследователей МIT, разрабатывающих проекты, проектировавших, внедряющих и реализующих образовательную среду авангардных технологий.
- Г-жа Караасланян, что привлекло вас в Фонде и заставило принять предложение занять эту непростую должность?
- Что меня, в первую очередь, привлекло? Наверное, то, что я впервые увидела структуру, которая объединяла всех армян вокруг образования и молодежи - эти две вещи символизируют для меня будущее и вечность. Меня воодушевило, что наконец-то появилась одна система, которая свяжет молодежь и образование. Это прекрасный способ думать о нашем будущем и сделать так, чтобы Армения, со своим народом, разбросанным по всему миру, была бы не слабой (этой “рассредоточенностью”), а сильной. Сильной именно этим. Идея “Армянского мира”, которая входит в программу Фонда, очень мощная: это означает, что где бы ты ни был, ты не выходишь за пределы армянского мира. Эта программа для всех молодых армян, которые доказали, что наша молодежь очень талантлива и умна. Я помню, в самом начале создания Фонда были разговоры, что, мол, очень мало местных армян будет там учиться и в основном будут армяне из- за рубежа. Не верили, но если посмотреть, то большинство именно из Армении. С начала существования Фонда и по сей день это более 100 студентов. 75 сейчас учатся, а большинство окончивших вузы уже в Армении. Часть из них - армяне-студенты не граждане Армении, то есть родились и жили за рубежом и посредством наших программ открыли для себя Армению, решили, что здесь много возможностей, и после завершения учебы обосновались здесь.
- В чем главная миссия Фонда?
- Миссия из двух частей, дополняющих друг друга: “учись и делай”. Первая, главная задача - увеличить численность армян-студентов в лучших центрах мира. Ведь вся интеллектуальная мировая элита состоит из выпускников этих вузов и именно она принимает решения, делает “погоду” в мире по всем направлениям и сферам: политике, экономике, культуре, образованию и пр. Потенциал роста Армении - быть частью этой элиты, участвовать в принятии решений, а не просто наблюдать. Сегодня ценится не столько индустриальный, сколько созидательный подход, и если руководствоваться этим принципом, Армения может многого добиться: ведь у нас практически 100% грамотность населения, люди говорят на нескольких языках, много специалистов по сложным наукам: физики, химики, биологи и т.д. Вторая миссия заключается в том, что мы имеем светлые умы, которые учатся в лучших мировых вузах. Как нам сделать так, чтобы их знания, опыт и окружение применить и развивать на родине? Поэтому второй “инструмент” нашей миссии называется Программа развития Армении (Develop Armenia Program). Здесь самая интересная работа. Есть различные фонды, предоставляющие стипендии. Но как сделать, чтоб этот умственный потенциал работал в Армении? Нужна большая работа, которую нужно наладить. Метод налаживания, формирования этого процесса - метод “Луйса” и есть наша деятельность.
- А как вы смотрите на расхожее мнение, воспринимающее Фонд, как структуру, предназначенную для детей обеспеченных людей?
- Любой желающий может стать стипендиантом “Луйса”. Ведь молодые сами подают документы в зарубежные вузы, поступают своими силами и только потом обращаются к нам. Мы не имеем никакого воздействия на западные вузы, и чтобы здесь было все ясно, отмечу, что наша программа гласит: “Не мы вас устраиваем в вузы. Вы поступаете, а, уже поступив, являясь армянином, можете обратиться к нам”. Правила очень простые. Никаких нарушений у нас не было, все прозрачно. И, если кого-то интересует наше сообщество, легко может узнать: на нашем сайте, в разделе “Армянский мир” есть все наши студенты, выпускники, со своими данными и пр. Есть непрерывная обратная связь.
- Многих интересует вопрос дальнейшей судьбы наших выпускников: часто можно услышать опасения, что, закончив, к примеру, Кембридж, наш соотечественник останется на Западе. Фактически есть серьезная предпосылка для утечки квалифицированных молодых кадров из страны, которая и без того существует.
- Мне часто приходилось слышать это мнение. У нашего Фонда большие требования, но самое главное то, что мы не требуем их возвращения. И это многих удивляет. Здесь вопрос нужно рассматривать в двух ракурсах: зачем писать “закон”, который не может быть претворен в жизнь? Разве можно насильно заставить человека? У нас есть 150 студентов, и, положим, двое остались на Западе. Мы же ничего не можем сделать. Во-вторых, мы, не ставя молодым такие требования, “заставляем” их быть более ответственными. Если их держать в качестве “заложников”, ничего хорошего не выйдет, и они больше будут думать о том, как “убежать”. Но, поскольку этого нет, они думают о том, как оправдать это высокое доверие. Эти 150 человек - в одной команде, и в постоянном общении и работе друг с другом. И, если двое будут настроены на то, чтобы покинуть страну, другие ведь на них смотрят. Они чувствуют эту ответственность: они связаны одной “цепью”. Но ее сковала не я, а они сами. У нас с радостью возвращаются, и есть несколько человек, которые не родились в Армении, но решили связать свою жизнь с исторической родиной, решили применить свои знания здесь. Армения такая красивая и интересная страна (своим народом, историей, культурой), и в качестве туриста ты все время можешь открывать что-то новое для себя, и это не утомляет. Но, если ты молодой человек и хочешь работать, понимаешь, что твое хорошее образование здесь имеет цену и может принести пользу. Это серьезная сила, и они искренне хотят найти здесь применение своим силам и знаниям. Они тут не одни: сеть “Луйс” - это целый мир разных специальностей и профессий, дополняющих друг друга. И их мечта об Армении становится реальностью.
- Фактически “Луйс” не только финансирует обучение, но и способствует еще большей привязанности к родине?
- Да. Каждый месяц они все встречаются: это не я организовываю. Наши выпускники сами приходят к нам, многие с семьями и помогают совершенно добровольно. По собственному желанию: хотят помочь - поработать над программой или проектом. Нам удалось создать прослойку общества, которая думает вместе, работает, содействует друг другу.
- То есть связь с “Луйсом” не прерывается.
- Естественно. Единственное, что мы от них “требуем” - по прошествии определенного времени, когда они уже поступили и освоились в вузе, рассказать нам (в виде проекта или “отчета”), чем привлекателен их вуз, в чем его отличие от других, какие вдохновляющие идеи они для себя там почерпнули и т.д. Как там создается среда - образовательная, мыслительная, рабочая, преподавательская. И из этого опыта просим сформировать программу, которую они должны привезти летом и показать нам. Это трудно: из того объема знаний, которыми они там овладевают, очень непросто что-то выделить. Мы им помогаем, консультируем, плюс они изучают опыт своих предшественников и создают программу. Летом, после окончания семестра, они приезжают сюда, и все сто человек живут вместе один месяц. Вывозим их на природу - в горы, что-то вроде летнего лагеря: работаем и отдыхаем. В первую неделю становится ясно, кто чем интересуется: идет обмен программами, идеями, все еще больше сближаются. Становятся одной семьей и понимают, что все вопросы могут решать самостоятельно или при поддержке своих “братьев и сестер”. Еще один важный момент: каждый учащийся вуза становится ментором и имеет своих “менти” - учеников, “луйсиков”. Последние обращаются в Фонд с просьбой найти им ментора, мы связываем их с менторами, они друг друга выбирают и с февраля вместе работают над программой, которую нам должны привезти летом. То есть “Луйс” расширяет границы. Если у нас есть сто “луйсовцев”, то летом их становится 200. Разбиваем их на группы по 10-15 человек, и через неделю, проведенную вместе, посылаем в разные регионы Армении - Гюмри, Арцах, Гаргар, Дилижан. С каждым годом регионов все больше: в этом году будет 10. В каждой группе один конкретный специалист - студент: молодежь изучает местные проблемы и общается с населением. Их задача - не показывать себя, свое образование, а говорить с народом, слушать его. У нас под запретом два слова: “помощь” и “проблемы”. Если ты говоришь, что помогаешь, значит, на этого человека оказываешь “силовое” воздействие. Мы не помогаем - мы сотрудничаем. Второе слово - “проблемы”. Их нет - есть вызовы. Когда говоришь проблема - фактически это точка, не имеющая решения. Вот так и работаем: ребята изучают вызовы данного региона, обсуждают с местной молодежью и интеллигенцией, и все вместе пытаются найти выход. Последнюю неделю они проводят в Ереване и представляют свои проекты друг другу: как реализовали ту или иную программу в Джермуке или Арцахе. Вот так мы “развиваем Армению”. Когда на нас смотрят, как на элиту, это неверно. Элита - это ограниченная группа людей, обладающая привилегиями. Мы же идем не “путем элиты”, а совершенства. Делать свое дело хорошо! Мы не случайно выбрали для нашей молодежи 10 лучших вузов мира: мы им даем крылья, чтобы они поняли, что МОГУТ!
Ирина АБРОЯН, "Республика Армения"
Фото Арменака Григоряна