Ситуация в Сирии вызывает все большую озабоченность: начавшаяся там гражданская война, ежедневно уносящая человеческие жизни, грозится вылиться в подлинное бедствие для всего населения страны. Нас, что и говорить, в первую очередь волнует судьба армянской общины Сирии. Как сложится их судьба, пожелают ли они репатриировать в Армению, и если да, то готово ли армянское правительство принять их?
Как оказывается, изъявивших желание переселиться в Армению довольно много, только вот число действительно переезжающих весьма невелико. Недавно прошел слух, что компания «Армавиа» возобновила рейс Ереван-Алеппо-Ереван. Причем если раньше билеты на этот рейс стоили 119 000 драмов, то сегодня стоимость удвоилась и составила 237 000 драмов. Согласимся, что это не что иное, как рэкет в отношении оказавшихся в безвыходном положении армян Сирии. Правда, говорилось, что это цена на билеты бизнес-класса, но ведь и стоимость билетов эконом-класса выросла до 170 000...
Через несколько дней после этих слухов «Армавиа» опровергла их, заявив, что стоимость билетов почти не выросла и составляет 126 000 драмов — «на данный момент». Между тем информация о подорожании билетов была размещена на сайте самой компании «Армавиа». Опровержение было опубликовано через несколько дней после этого извещения, то есть авиакомпания успела «под шумок» организовать рейс по повышенным ценам и лишь потом снизить цены. Как бы то ни было, сирийские армяне и после «понижения» цен на авиабилеты, судя по всему, не торопятся репатриировать на родину.
Премьер-министр РА Тигран Саркисян заявил с парламентской трибуны, что в случае необходимости правительство окажет помощь нашим соотечественникам в Сирии. Это было в прошлом месяце. За истекшее время сирийские армяне оказались перед множеством проблем, а что сделали для их решения власти Армении, никому не ведомо. Более того: начались даже нападки на тех, кто поднимает тему сирийских армян...
На вопрос журналиста, что делает Министерство диаспоры для оказания помощи оказавшимся в опасности сирийским армянам, министр Грануш Акопян ответила: «Почему вам кажется, что все озабочены судьбой сирийских армян, а Министерство диаспоры — нет? Кто говорит, что министерство должно обнародовать все, что делает? Вы спрашивали сирийских армян, прежде чем писать о них? Действительно ли армяне Сирии желают, чтобы вы писали и говорили о них? Я каждый день работаю с сирийскими армянами и выполняю то, что они желают. Я не делаю заявлений о том, что именно делаю. …Если в Сирии объявят войну и сирийским армянам будет грозить физическая опасность, Республика Армения будет готова помочь им во всем».
О том, что ситуация в Сирии фактически переросла в войну, президент этой страны Башар аль Асад объявил еще неделю назад. Так что же сделало Министерство диаспоры за это время? Да ничего, естественно!
Надо ли писать об этом? Надо, конечно, и даже необходимо. Мы просто обязаны писать о том, что властям давно уже пора положить конец проводимой ими безликой политике в отношении нашей диаспоры, которая смотрит на нас и ждет помощи.
За время своего существования Министерство диаспоры доказало, что является совершенно формальной структурой, созданной исключительно для трудоустройства г-жи Грануш Акопян.
Правительство Армении ни разу не откликалось со всей серьезностью на грозящие зарубежному армянству опасности. Посредством всевозможных марафонов и благотворительных акций армянская диаспора, в том числе и армянская община Сирии, собирала и передавала Армении весьма значительные суммы, но вот сегодня, когда одна из наших сильнейших общин оказалась перед лицом серьезной опасности, мы вдруг умываем руки...
Уже стало традицией, что за все свои грехи и неудачи государственные чиновники обвиняют журналистов. Так, например, начальник Государственной миграционной службы Министерства территориального управления Гагик Еганян с упорством, достойным лучшего применения, утверждает, что Армению покинуло не так уж много людей, просто это мы, журналисты, сгущаем краски своими россказнями. А теперь вот Грануш Акопян фактически призывает журналистов, чтобы они вместо того, чтобы бить тревогу, замалчивали проблему. А ведь прямая задача и обязанность министра диаспоры сделать все возможное, чтобы на государственные средства оказать соответствующую помощь армянам Сирии, желающим репатриировать в Армению. Уже упоминалось, что к настоящему времени с просьбой о переселении в Армению обратилось уже более 10 тысяч сирийских армян. И сколько же из них приехало на родину, госпожа министр?
«Посоветую журналистам давать отповедь всем тем, кто регулярно спекулирует на теме сирийских армян»,— говорит министр. Уже знакомый прием самозащиты, не правда ли: любая вызывающая общественный резонанс проблема в Армении немедленно квалифицируется власть предержащими как «спекуляция». Что ж, если писать о проблемах наших братьев и сестер за границей и требовать, чтобы вы работали вместо того, чтобы произносить красивые речи, является спекуляцией, то мы согласны с вами — мы спекулируем этой темой.
Есть только один достойный выход из положения: дать возможность всем желающим приехать в Армению — по возможности без материальных потерь. Если же они не смогут приехать в Армению, то на месте все равно не останутся, а переберутся в более гостеприимные страны. Однако Армения обязана хотя бы продемонстрировать, что заботится о своих сыновьях.
Принимая 9 июля участников программы «Дни танцевального искусства», проходившей в рамках всеармянского фестиваля «Моя Армения», министр диаспоры сказала: «Главной задачей программ министерства является то, чтобы наши соотечественники, приезжая на родину и участвуя в этих программах, возвращаясь в свои общины, ощущали за плечами дыхание своей родины и вечно живой армянский дух». Когда начинаешь анализировать слова и дела министра, то становится очевидным, что она утратила чувство времени и реальности и просто не знает, что в данный момент важнее и на что именно следует обратить внимание.
Хачик СЕВУНЦ, "Собеседник Армении"