Самоуважение – очень важное явление. Не уважающая себя личность разъедает и ослабляет семейную, общественную и национально-государственную среду. Самоуважение, или его отсутствие имеют множество проявлений: гражданская безответственность, раболепное приспособленчество, гордая безграмотность и скудость знаний. Все эти явления процветают и «царят» там, где есть безвольное приспособленчество и борющаяся безграмотность.
Каждый должен иметь смелость смотреть в глаза действительности. К отмеченным явлениям иногда можно «относиться с понимаем», часто можно сочувственно игнорировать их, а когда нужно, строго наказывать или предупреждать их. Можно, а иногда и необходимо учитывать и со снисходительностью относиться к слабостям людей или государственных чиновников, так как никто не огражден от использования момента слабости, отчаяния или искушения в свою пользу.
Вместе с этим, в национальной государственной и общественной жизни есть явления, которые должны быть подвергнуты строжайшему осуждению и беспощадному уничтожению.
Одним из подобных явлений, например, является любое посягательство, даже самое маленькое, на основополагающие и исключительные ценности на национальную государственность – родную землю, родной язык и закон. Тот, кто сдает территорию, ограничивает армяноязычное образование, или встает против конституционных прав, должен быть выброшен за поля и политически нейтрализован. Предусловием их скромного возвращения в национально-государственную жизнь может быть только публичное раскаяние и признание «ошибок». В отношении всего этого, кажется, уже формируется соответствующая общественная принципиальная позиция.
Однако, гоняясь за основополагающими вопросами и ценностями, мы забываем, что они укрепляются или уничтожаются в мелочах нашего быта или нашей будни, кажущихся незначительными, или неважными.
Эти мелочи очень разнообразны, начиная от «мелкого» преступления выбрасывать бутылку из окна автомобиля и кончая «текущими», якобы неизбежными компромиссами, связанными с порочной реальностью.
К числу множества «простительных» мелочей, не знаешь почему, относится неприемлемый и порочный «обычай» называть армянские топонимы их турецкими эквивалентами. Это позорное явление характерно не только широким массам граждан, но и государственным чиновникам, в устных речах которых Бердзор до сих пор звучит как «лачин», а Карвачар – как «кялбаджар». Когда делаешь замечание, то люди возмущаются и говорят, что это якобы простое и неважное явление. К сожалению, говорящие так люди не осознают символическое влияние Имен явлений.
Любая состоявшаяся культура и цивилизация имеет свою разработанную систему символов и символических имен, и любое публичное оскорбление в адрес них считается тяжелым посягательством против всего общества. Говоря «кялбаджар-лачин», мы оскорбляем память людей, проливших свою кровь за родную землю, ежедневным повторением этих названий мы «подтверждаем» нашу духовную отчужденность от освобожденных земель, высмеиваем горькое прошлое нашей истории и оскверняем наше сознание иностранными искажениями.
Наше общество должно осознать обязательное, безальтернативное правило использование армянских топонимов, отвергая и не принимая порочную «привычку» называть чужие зловонные имена.
Александр Кананян
http://www.artsakhtoday.com