В малонаселенных районах Арцаха вопрос приватизации жилых домов, предоставленных государством переселенцам, до сегодняшнего дня возбуждает проблемы. Сомнение возникает не только в связи с бедностью концепции восприятия проблемы, а также деловые подходы. Хотя вопрос приватизации сам по себе не очень важен, как необходимость восстановления прерванного домостроительства, тем не менее, он соотносится с психологически тонкими понятиями человека и чаще в отдельности получает большую значимость.
В зоне заселения вопрос приватизации жилого фонда не получил однозначного решения. 1994-2002 гг. администрация Кашатахского района осуществляла несколько иной вариант переселения, согласно которому после двух лет непрерывного проживания в квартирах, полностью или частично отремонтированных государством, последние становятся собственностью проживающих переселенцев, которым в кадастре выдается свидетельство о собственности. Несмотря на то, что данный вариант приватизации был подвергнут критике со стороны степанакертских чиновников и, в конце концов, был отменен, наряду с явными недостатками у него было и явное преимущество: пробуждение чувств собственника в переселенце и формирование рынка недвижимости в Кашатахе. Правда, некоторые дома после приватизации годами оставались пустыми или же несколько раз перекупались администрацией для обеспечения домами новых семей. Однако благодаря этому, в частности, в городе Бердзор сформировался активный рынок недвижимости, который так же способствовал саморегулированию важной составляющей общинной жизни. Нет нужды объяснять, что отношение хозяина к своему дому существенно отличается от отношения к временному местожительству.
Однако, в другой части Арцаха кашатахская модель переселения и приватизации никогда не действовала. Здесь также не было должной законодательной и правовой серьёзности. Во всяком случае, общение с правительством и районными полномочными структурами оставляет такое впечатление. Нестабильная законодательная и правовая ситуация вокруг приватизации предоставленных переселенцам домов ярко выражается на примере Карвачарского района. Так, в течение 1998-2000 гг. семья, которая переселялась в формирующие район общины, в лице главы этой семьи подписывала договор с государством, согласно которому после пяти лет непрерывного проживания в предоставленном доме последний становится собственностью этой семьи. В течение этих лет не требовался и постоянный учет на месте. Потом, начиная с 2001 года, было решено порог непрерывного проживания повысить до 10 лет. Интересно, что переселенцам просто было сказано, что подписанные межу ними и государством договора просто были «аннулированы» и на всех распространяется новый срок непрерывного проживания в течение 10 лет.
Здесь был нарушен один из основополагающих принципов юрисдикции – «закон не имеет обратной силы». Одновременно, «Арцахбанк» предоставляет переселенцам кредит для приобретения скота, что в свою очередь привело к необходимости учета в Арцаха на постоянных основах. Отметим, что проблема не столько в сроках проживания или обязательства постоянного учета, сколь в сохранении законного процесса.
Сегодня также вопрос приватизации предоставленных переселенцам домов является неопределенным. Начнем с того, что непонятно, когда начинается отчет десятилетнего срока. Логика подсказывает, что надо считать с момента получения «книжки переселения». Однако контакты с полномочными органами показали, что по данному вопросу существуют серьезные разногласия мнений. Некоторые считают, что десятилетний срок начинается с момента учета на постоянных основах, другие апеллируют на Земельный кодекс, согласно которому лицо, прожившее 10 лет в одном и том же доме, получает право на собственность. В этом случае десятилетний срок надо считать с момента заселения дома. Некоторые из чиновников отмечают, что как только будут готовы документы жителей, приватизация будет распространяться абсолютно на всех переселенцев, независимо от всех перечисленных требований.
Распространено также такое ложное мнение, что невозможно приватизировать дом, не погашая банковский кредит. Здесь тоже необходимо внести четкость. Многие уже прожили 10 лет в своих домах, и они должны четко осознавать, каково решение в связи с банковскими кредитами, а то продолжительная неопределенность через один-два года приведет их к тому, что они будут вынуждены платить штрафы.
Завершая обсуждение вопроса приватизации предоставляемых переселенцам со стороны государства домов, отметим, что законность и прозрачность процесса требуют, чтобы в вопросе приватизации были предоставлены публичные и необходимые информационные разъяснения. Все должно быть четко, прозрачно и законно. Нестабильная неопределенность и вольность должны быть строго исключены.
Александр Кананян
http://www.artsakhtoday.com