Об огромном скотоводческом потенциале Карвачарского района знают все. В случае целеустремленной государственной политики возможно обеспечить такие мощности скотоводческой экономики, которые смогут значительно увеличить уровень продовольственной самодостаточности Армении. К сожалению, ответственные за развитие Карвачара лица одержаны стремлением получать сиюминутную выгоду, что уже угрожает формированием непрозрачной и неконтролируемой деятельностью неизвестных собственников. Одновременно, не реализуется никаких значительных шагов по стратегическому расширению скотоводческих мощностей района. Как мы много раз отмечали, первым обязательным шагом к созданию скотоводческой «сверхтерритории» в Карвачаре является создание около 20 новых общин в скотоводческой зоне. Можно начать хотя бы с обязательства создавать по одной общине в год. Создание одной общины в год возможно хотя бы на самые скудные межгосударственные кредиты, предоставляемые Ереваном Арцаху, особенно, за счет процесса «степаннакертизации», который угрожает военно-политической и экономической безопасности Арцаха.
Однако параллельно стратегической программе скотоводческого развития Карвачара и с такой же важностью необходимо урегулировать другую проблему, которая присуща всем малонаселенным районам Арцаха. Речь идет о предоставлении земель на арендных и приватизационных условиях, которое лишилось логического контроля. Задача здесь стоит не столько в ограничении раздачи земель, сколько в ее контроле. Для райцентра Карвачар и ряда близлежащих общин раздача земель или фактическая неконтролируемость способов эксплуатации земель для рядовых граждан создает трудности, которые растут с каждым днем. Некоторые лица, например, арендуя какую-либо территорию рядом с общиной заявляют, что «этот овраг или та покинутая деревня принадлежит мне», а на самом деле им была дана ограниченная территория площадью в 1-2 гектаров. В других местах арендовавшие землю лица каким-то образом выделяют свою территорию или ограничивают ее забором. В Карвачаре же, арендовавшее в каком-то овраге ограниченную территорию лицо, может даже запретить вход во весь овраг для скота других жителей, незаконно объявляя себя единоличным хозяином земель, о чем не упоминается ни в одном документе.
Из-за низкого уровня правового сознания, а также во избежание «вреда» со стороны «латифундистов», жители сел сталкиваются с серьезной проблемой, так как не остается места для пастбища их скота. Пока эта проблема не привела к серьезной социальной напряженности, более чем уместно поручить районным администрациям и отделам полиции следить за тем, чтобы эксплуатация арендованных земельных участков оставалась в рамках закона.
Александр Кананян
http://www.artsakhtoday.com