Процессы переформирований Ереванского физического института и подготовки к созданию на ее территории Центра ядерной медицины стали причиной накала нешуточных страстей. Они, похоже, улеглись благодаря прояснению многих вопросов, вызывающих опасения у коллектива прославленного научного центра.
Ученые ЕрФИ больше всего опасались того, что после переформирования ЕрФИ в фонд, который будет заниматься в основном прикладным направлением ядерной физики, государство сократит объемы финансирования, и основные направления деятельности института по фундаментальной науке останутся без должного внимания.
Опасения подогревались неоднозначным течением событий вокруг ЕрФИ и таким же поведением их инициаторов. Основные события развивались в 2011 году. Так, 1 сентября этого года Правительство РА приняло постановление о переформировании государственной некоммерческой организации “Национальная научная лаборатория им. А.И. Алиханяна” в Фонд “Национальная научная лаборатория им. А.И. Алиханяна” (Ереванский физический институт)”. Через несколько дней на пресс-конференции сотрудники института, доктора физ.-мат. наук Рубен Мкртчян и Гамлет Мкртчян заявили, что процесс переформирования проходит без обсуждения с коллективом института и без его согласия. Более того, они сообщили, что 80 научных работников из 130 подписало адресованное властям письмо с требованием обсуждения вопросов, связанных с переформированием института и развитием фундаментальной науки в стране. А созванное еще летом с участием 54 научных работников ЕрФИ собрание потребовало прервать процесс переформирования и запретить, чтобы бывший министр экономики и нынешний зампредседателя Центрального банка Нерсес Ерицян имел какие-либо дела с институтом. Именно он является инициатором проекта Центра ядерной медицины силами Фонда национальной конкурентоспособности Армении и переформирования в фонд ЕрФИ. Он, решением премьер-министра РА Тиграна Саркисяна, также бвл назначен председателем Совета попечителей Фонда.
Ерицян не пожелал прокомментировать эти и дальнейшие события вокруг научного центра, посоветовав обратиться за этим к его директору, профессору Ашоту Чилингаряну. Ученый в интервью корреспонденту АрмИнфо отметил, что опасения части коллектива ЕрФИ насчет сокращения финансирования имеют основания по той части, что государство не встало на защиту интересов института, когда у него несколько лет назад отобрали Дом ученого, где сейчас расположена телекомпания “Кентрон”. И это не единичный случай, когда у ЕрФИ отбирали недвижимость, и он не получал никакого возмещения.
Ради справедливости следует отметить, что Правительством РА вопрос финансирования был снят тем же постановлением от 1 сентября 2011 года, где зафиксировано, что государство осуществляет содействие Фонду “Национальная научная лаборатория им. А.И. Алиханяна” (Ереванский физический институт)” согласно годовой программе, а финансируется она по отдельной строке госбюджета РА в размере не менее 665 млн драмов (более $1,6 млн). Более того, по словам директора ЕрФИ, институт получил дополнительное финансирование от государства, что позволило в среднем на 70% повысить зарплаты сотрудникам. “Фактически, ЕрФИ финансируется государством по представленным нами научным программам. Есть базовая программа, по которой финансируются все научные работники института. Мы в прошлом году провели аттестацию, и всем научным работникам, на основе их квалификации, опубликованных работ, h-индексов (количественная характеристика продуктивности ученого, основанная на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций), назначили научные должности – старший научный работник, ведущий научный работник – и соответственно этому назначили зарплаты”, - проинформировал Чилингарян. По его словам, фонд зарплаты составляет 60-70% бюджета института и пропорционально распределяется по всем подразделениям и направлениям научной работы. Кроме того, государственное финансирование в 90 млн драмов осуществляется по специальной программе поддержки молодых специалистов. Сотрудники ЕрФИ получают дополнительное финансирование по международным и республиканским тематическим грантам. “Мы не имеем очень больших свобод, по всем программам предусмотрены пункты расходов (в том числе - текущих и расходов на содержание заданий и инфраструктуры), которые мы выполняем” ,- подчеркнул директор института.
Но Рубен Мкртчян в беседе с корреспондентом АрмИнфо поставил под сомнение правомерность проведенной в ЕрФИ аттестации и финансирования подразделений, поскольку у института попросту нет научной программы, которая бы была утверждена Научным советом, которого также не было. По словам Чилингаряна, институт пока что руководствуется старыми программами, но разработка новой стратегии уже начата. А то обстоятельство, что выборы в Научный Совет ставшего уже фондом ЕрФИ были проведены лишь в марте 2011 года, ученый объяснил “постоянными организационными изменениями”, добавив, что “теперь все входит в колею, и все наши отделения до октября должны провести слушания о научных направлениях института”.
Рубен Мкртчян также считает, что ядерная физика для применения в медицинских технологиях – не дело ЕрФИ, который долгие годы занимается физикой элементарных частиц. По мнению же Ашота Чилингаряна, не стоит ставить такого водораздела между двумя дисциплинами, потому что объектом изучения в них обоих является вещество, а вот эксперименты в этих дисциплинах – разные. “Оба направления имеют важное прикладное значение, и обоими направлениями занимаются в мире. Просто, ядерная физика не требует крупных инвестиций, и ею занимаются национальные центры в Швеции, Германии и США. И строящийся на территории ЕрФИ Центр ядерной медицины будет одним из них”,- пояснил ученый. А физикой же элементарных частиц или высоких энергий занимаются крупные международные программы наподобие CERN (Европейский центр ядерных исследований) в Швейцарии. И специалисты ЕрФИ без проблем проводят исследования в этих центрах или участвуют в международных программах по экспериментам.
И все же, как будут строиться отношения между институтом и Центром ядерной медицины? Следует иметь ввиду, что вышеупомянутым постановлением Правительство РА предписало министру науки и образования РА в трехмесяный срок провести переговоры по заключению договора о сотрудничестве между Фондом “Национальная научная лаборатория им. А.И. Алиханяна” (Ереванский физический институт)”, Фондом национальной конкурентоспособности Армении и двумя субъектами Центра ядерной медицины – “Центром производства радиоизотопов” и Армянским центром превосходства онкологии.
Чилингарян пояснил, что идея создания Центра ядерной медицины зародилась давно. О ней говорил старший научный работник ЕРФИ, академик НАН РА Роберт Авагян. Но власти Армении пришли к решению о создании такого центра три года назад, когда давний друг ЕрФИ Юрий Оганесян – академик Российской академии наук, научный руководитель Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флерова в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, убедил президента и премьер-министра РА в необходимости создания такого центра. Оганесян является также председателем международного совета экспертов при ЕрФИ.
Чилингарян сообщил, что строительство Центра ядерной медицины на территории института начнется уже в этом году, и в центре в начале 2013 года будет установлен циклотронный ускоритель “Циклон 18/18” производства бельгийской компании IBA Molecular. На циклотроне будут производиться изотопы для применения на диагностическом оборудовании. В центре будет действовать также зал для экспериментов, в котором физики ЕрФИ будут использовать выработанные на циклотроне пучки элементарных частиц. “Это для ЕрФИ очень важно с научной точки зрения. Изотопы можно получить очень быстро. Циклотрон не будет 24 часа в день работать для их получения, и в остальное время у сотрудников ЕрФИ будет возможность проведения экспериментов в сфере ядерной физики, программа которых уже разрабатывается” ,- отметил ученый.
По его словам, представители ЕрФИ участвовали в обсуждениях проекта создания Центра ядерной медицины у премьер-министра РА Тиграна Саркисяна, и выдвинули свои требования, которые были частично удовлетворены. Создана государственная комиссия с участием ученых института, которая должна уточнить вопросы, связанные с регламентированием использования циклотрона специалистами ЕрФИ. Намечается, что все пункты сотрудничества будут оговорены в договоре по выполнению и координации работ, поскольку Центр ядерной медицины будет находиться на территории ЕрФИ и институт должен снабжать центр электроэнергией, водой, должен проложить для него дороги.
Чилингарян считает, что сотрудничество института и Центра ядерной медицины может стать началом формирования, так называемой, технозоны или техногородка. Ведь ЕрФИ расположен на территории в 35 га не на окраине Еревана. “Если мы не будем использовать эти площади, олигархи из захватят. Мы сопротивляемся, но в конце-концов они одержат победу, - считает директор института, - Нельзя в центре города держать земли и не исползовать их. И по этой причине мы готовимся к формированию - я не знаю как это назвать,- технозоны или техногородка. Мы уже начали эти работы и приобрели очень мощное лазерное оборудование и начнем применять его для прикладных научных разработок”. Кроме того, научный центр начал производство установок для подогрева воды на тепловых элементах, которые могут использоваться в целях, например, отопления зданий. Другим проектом станет производство изотопов технеция, которое намеается запустить уже в этом году. С этой целью уже закуплено большое количество оборудования, в ЕрФИ уже действует отдел изучения и производства изотопов, произведенные в котором изотопы технеция будут применяться в двух диагностических устройства, уже действующих в клиниках Армении.
Директор ЕрФИ питает надежды, что когда-нибудь ЕрФИ сможет и в сферах фундаментальной науки и прикладных исследований работать также эффективно, как это делают в Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н.Флерова.
“Мы недавно были в Дубне. Юрий Оганесян показал Объединенный институт ядерных исследований, и как они одновременно развивают и фундаментальные, и прикладные направления. Было очень впечатлительно, как в этой лаборатории, которой очень долгое время руководили Георгий Флеров, потом Оганесян и их ученики, смогли достичь огромных успехов, во-первых, благодаря тому, что более 50 лет в руководстве лаборатории работали ученые одного поколения, не было никаких противоречий между директорами: Флеров, Оганесян, а теперь и Сергей Дмитриев вели одну и ту же линию,- отметил Ашот Чилингарян. – Это очень важно, когда руководством института движет одна и та же программа и идея. Они не только выдающиеся ученые, но и хорошие люди. И это сочетание у нас, в Армении, отсутствует во многих местах”. С другой стороны, по мнению директора ЕрФИ, в этой лаборатории нет большого количества научных тем, их всего несколько и научный центр концентрируются на них, доводя до результата. В-третьих, “они большое место отводят прикладным работам, и благодаря этим трем слагаемым у них все получается хорошо”.
Остается только надеяться, что этим трем слагаемым успеха будут следовать и в ЕрФИ, для работы которого созданы благоприятные внешние условия. А это, конечно же, должно способствовать формированию коллектива единомышленников, концетрации усилий на научную деятельность и достижение хороших результатов в ней. Если на примере ЕрФИ, независимая Армения получит свое первое научное “сексес стори”, то за ним может потянуться целая цепочка областей возрождающейся армянской науки.
Самвел Саргсян
http://www.arminfo.info