Большинство армянских организаций являются носителями идеологий традиционных партий: АРФД, Рамгавар Азатакан и Гнчакян. Сегодняшний мир находится в стадии крупнейших идеологических противостояний, в рамках которых отдельные этнические структуры теряют свое влияние. Главным рецептом выживания и последующего развития отдельных этнических структур – является частичная унификация.
Прекрасным примером реализации принципа «частичной унификации» - является «Всемирный Еврейский Конгресс» (WJC) [1]. Внутри мировой еврейской диаспоры, по аналогии с армянскими, имеются различные идеологические течения, однако все конфликты продиктованы глубоко внутренними факторами, не влияющими на общее развитие в целом. В данном контексте ВЕК является уникальной организаций, сумевшей объединить ведущие еврейские организации из 70 стран. Организация имеет представительства в ведущих странах Европы, США, Латинской Америке. Вторым важным момент является то, что лидеры еврейских общин не стремятся напрямую попасть в израильский Кнессет. Уже самое влияние организации и уровень представительства не позволяет государству Израиль игнорировать ее интересы.
И самое главное, здесь мы можем использовать термин «мировое еврейство», так как мы можем туда позвонить, мы знаем адрес, знаем лидеров и структуру. Можем ли мы сегодня использовать термин «мировое армянство»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. В 2003 году по инициативе Союза Армян России на бумаге был оформлен Всемирный Армянский Конгресс. Подчеркнем еще раз, что лишь на бумаге, ибо ВАК так и не смог стать площадкой для диалога ведущих армянских организаций. Главная причина провала ВАК – это отсутствие четкой идеологической концепции, способной заинтересовать лидеров американских, французских, ливанских армян. Кроме того, подобные организации должны пересматривать традиционные подходы к решению общенациональных задач [2]. Другой ошибкой ВАК – является тактика привлечения под идеологические стандарты, без учета специфики исторического развития той или иной армянской общины. Нельзя написать устав и призвать следовать ему, подобный устав – должен стать результатом плодотворного диалога между лидерами ведущих армянских организаций.
Процитируем выдержку из Декларации ВАК от 2003 года: «Мы обращаемся к политическому руководству, представителям общественных организаций и деловым кругам Армении. Нагорного Карабаха, ко всем национальным партиям, диаспоральным и международным армянским организациям с призывом поддержать решение о создании Всемирной Армянской Организации и принять активное участие в процессе ее становления и последующей деятельности. Мы также обращаемся к руководству России, США, Франции. Ирана, Аргентины, Грузии, Сирии, Ливана, Бразилии, Венесуэлы и других стран мира, где компактно проживают армянские общины, к общепризнанным международным организациям - ООН, ЮНЕСКО и другим с просьбой оказать содействие в становлении Всемирной Армянской Организации и се структурных подразделений (филиалов и представительств) в соответствии с их национальным законодательством и международными договорами. Мы выражаем надежду на взаимовыгодное сотрудничество во имя защиты мира и общечеловеческих ценностей [3]».
Если мы сравним устав ВАК, с аналогичными документами ВЕК, Международного Греческого Форума, Союза Сыновей Италии и других, то мы увидим, что ни в одном из них нет призыва к руководству суверенного государства о содействии становления организации. В международном праве четко обозначены функции государства и поле его деятельности, в данном контексте, унифицированные организации – являются результатом внутридиаспорального диалога. И лишь после окончательного становления уже существующий субъект, в виде организации, может вести диалог с представителями суверенного государства. Кроме того, нужно четко понимать, что международные армянские организации (не из диаспор) имеют совершенно иные цели и задачи, являясь юридически частью суверенного государства. Унифицированная диаспоральная организация – может иметь лишь статус неправительственной организации, что дает большие преимущества пред организацией правительственной, деятельность которой строго ограничена.
Также существуют четкие процедуры становления самой организации: выработка концепции, целей и задач, источник финансирования, рабочие органы. Необходимо также учитывать, что любые этно-организационные образования международного уровня наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает статья 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, «правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации». Пункт 1 Конвенции разъясняет, что «правила организации» означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации. Анализ учредительных актов международных организаций свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации.
Таким образом, ВАК – не является той международной организацией, которая способна объединить армянские организации из различных стран. Необходимо также подчеркнуть, что ВАК не дает четких целей и задач, в отличие от многих отдельных армянских организаций, что в свою очередь делает вступление в ВАК абсолютно бессмысленным. Другой не менее важной причиной отсутствия унифицированной армянской организацией - является принцип надидеологического доминирования. Добровольное участие предполагает то, что любая организация, своим вступлением обязана соблюдать устав и действовать в духе организации. Подобная перспектива не устраивает лидеров традиционных армянских партий, имеющих собственные идеологические взгляды. В связи с этим хочется процитировать основателя Всемирного Еврейского Конгресса Стивена Вайза: «Мы сегодня собрались здесь, чтобы наконец-то заявить, что наша судьба в наших руках. Долгое время разные еврейские течения косо смотрели друг на друга. Однако сегодня я горд, тем, что вижу вас всех вместе. Сегодня вы готовы начать строить наше общее будущее, за это я благодарен вам всем, пусть ничто не разъединяет вас [4]».
Сильное идеологическое влияние общемирового характера, вкупе с пассивностью ведущих армянских организаций, негативно влияют на общенациональный настрой. Народы, стремящиеся к единству и прогрессу, создают фундаментально унифицированные институты, способные заложить в каждом положительный индивидуальный вектор. Подобные институты позволяют решать проблемы в индивидуальной плоскости, переводя их в плоскость системную. История не раз показывала, что узкие идеологические парадигмы не способны справиться с вызовами времени. Сегодня пред мировой армянской общественностью стоят острые вопросы, окрашенные общенациональными цветами. Нет сомнений в том, что решить эти вопросы можно лишь совместными усилиями и общим видением будущего армянского народа, вне зависимости от частных идеологических парадигм. Именно поэтому, мы не знаем ни телефона, ни адреса, ни лидеров «мирового армянства».
Не будет лишним также напомнить, что каждый симпозиум, посвященный армянскому единству, будь то в Лос-Анджелесе или Бейруте начинается с бессмертной фразы великого сына армянского народа Егише Чаренца «Народ армянский! Спасение твое – в твоем единении!»
Арег Галстян, «time to analyze» - politics, society, and ideas
*********************************
[1] http://www.worldjewishcongress.org
[2] http://worldarmeniancongress.com/wac/
[3] http://worldarmeniancongress.com/wac/397-deklaraciya-uchreditelnogo-sezda-vsemirnogo.html
[4] Unity in Dispersion: A History of the World Jewish Congress, World Jewish Congress, New York, 1948