Наша собеседница – член АРФД Лилит Галстян.
Госпожа Галстян, Серж Саркисян сделал строгий выговор премьер-министру Тиграну Саркисяну и членам правительства, обвинив их в растрате государственных средств, откатах и прочем. Связано ли это с предстоящими президентскими выборами?
Такие же упреки и обвинения были и в прошлом – о безнаказанности, политических и экономических монополиях… Я бы хотела, чтобы оценка общественности была более глубинной: в этом 7-минтутном видеоматериале невольно сталкиваешься с анатомией и философией власти и государства, тотальной безответственностью. И возникает вопрос – есть ли в этой стране конституционный строй? За подобными оценками ни разу не последовали конкретные действия, установленные законом и Конституцией. Я бы очень хотела, чтобы возмущение было искренним, но ни откаты, ни отмывание денег, ни хищения и растраты бюджета не новость для общества и для правительства. Большинство «откатчиков» сидят в парламенте, во власти. В конце концов, 10-20 тыс. драмов за голос откуда-то появляются… Помните, как президент говорил, что олигархов и «кличкастых» больше не будет в парламенте.
Ежегодно Контрольная палата разоблачает такие хищения из бюджета, но если за этим нет механизмов привлечения к политической, правовой ответственности, то это дискредитирует власть. Фактически, в Армении не действуют политические, социальные, правовые, моральные институты. Так что, есть основания полагать, что Саркисян просто с целью пиара пожурил, как добрый царь.
Как вы представляете себе изменение конституционного порядка?
Либо Конституция лукавит, либо власть, потому что в конституционной, социальной, правовой стране голоса не покупают за 10-20 тыс., откатчики и люди с криминальным прошлым в парламенте не сидят, и президент не говорит о хищениях и продавцах тендеров в правительстве. Не может считаться социальной страна, в которой уровень бедности достиг 38%. Мы заурядная клановая страна восточного типа, где группа людей с помощью откатов, хищений, насилия наслаждается властью, а народ безнадежно ждет, когда президент страны проявит политическую волю.
У нас неполноценная независимость или демократия?
Закрепление независимости происходит, как правило, становлением демократического государства. Но накануне 21 сентября, Дня независимости, мы все еще говорим о нарушении конституционного строя. И выступление президента является свидетельством того, что конституционный строй не работает. Мы переживаем серьезный политический, партийный кризис, и гражданские движения активизируются на фоне отсутствия государства и политических сил. Именно им делегирован мандат на выполнение общественного заказа. И когда власть и политики не желают или не могут выполнять заказ, народ сам берется за это.
Почему Рубен Айрапетян не хочет верить, что есть честные граждане, которые без политических пристрастий просто защищают свои права?
Это его проблема, видимо, он судит по себе. Для меня он является символом политического большинства и власти. Его интервью вызвало даже сострадание к качеству нашего государства. Рубен Айрапетян и так называемая элита не являются носителями интеллекта, способного понять, что гражданское общество является хребтом демократического государства. Наша демократия – это просто муфляж, она заполнена насилием, вечно провластными, лебезящими и уничтожающими государственность типами, для которых права человека – ничто.
Рубен Айрапетян утверждает, что в период президентства Сержа Саркисяна атмосфера произвола в стране была сведена к минимуму. Вы почувствовали разницу?
Пока нам не удалось гарантировать разграничение власти, значит, механизмы ответственности и наказания не работают. Думаю, Айрапетян просто использовал интервью как ресурс для выказывания верности Сержу Саркисяну, но упоминание его имени не выгодно прежде всего самому президенту. Знаете, что плохо – все наши институты и проблемы сводятся к президентской администрации. В нашей политической культуре жизнеспособным является только институт хозяина, папы.
При такой культуре надо все время поддерживать и заверять в верности, иначе окажешься за бортом. Мне больно за мужчин, бизнесменов, интеллигенцию – наше политическое пространство измельчало, проиграло. С такой культурой мы окажемся в цивилизационной урне.
Мы стоим перед велением трансформировать философию и ценности при управлении страной. Нынешние правила игры не сулят будущего Армении, но у нас есть оазисы гражданского пробуждения, и я надеюсь, что наши униженные и измельчавшие граждане больше не захотят так жить. Нам необходима революция ценностей.
Определившийся гражданин для меня личности, и нам нужны те, кто меняет правила игры, game changer-ы.
Сирануш Папян
http://www.lragir.am