Итак, состав нового правительства НКР известен. Интересно, что имел в виду премьер-министр Ара Арутюнян, когда говорил, что нынешнее правительство будет «профессиональнее и дееспособнее»?
Судя по послужному списку некоторых новых министров, они действительно профессиональнее, поскольку работали в престижных организациях (имеются в виду вице-премьер, министр ИД и министр Производственных инфраструктур). Однако, хотелось бы отметить, что одного послужного списка недостаточно для того, чтобы сказать, что эти люди сумеют вывести Арцах из болота, которое было создано на протяжении последних более чем 15 лет, поскольку наша страна – не европейское развитое государство, где любой государственный чиновник тут же сам подает в отставку лишь по той причине, что его подозревают (подчеркиваем, подозревают) в злоупотреблении служебным положением до доказательства вины в суде.
У нас другая логика: если премьер-министр признался, что занимается бизнесом, если он публично признал работу правительства за прошедшие 5 лет неудовлетворительной, значит он должен «продолжить начатое» во имя Арцаха (точнее было бы сказать, во имя обнищания и обезлюживания Арцаха).
В вопросе вице-премьера можно сказать, что Артур Агабекян – знаковая личность. Это человек, который владеет природными данными полководца и удивительным даром убеждения. Отметим также, что именно он помог экс-президенту Гукасяну избавиться от головной боли под названием «Самвел Бабаян». За свои заслуги перед народом он был щедро награжден высокими должностями, на которых блестяще справлялся со своими профессиональными обязанностями. Однако, нельзя не упомянуть, что вирус тщеславия сильно дискредитировал его как человека. Насколько он сумеет доказать, что остался прежним патриотом и так же озабочен судьбой и благосостоянием народа Карабаха, покажет время. Время покажет также, станет ли Карабах полноценным заселенным анклавом, или освобожденные территории станут вотчиной высокопоставленных чиновников.
Тяжелее всего говорить о министре Здравоохранения Зое Лазарян. Тяжелее, потому что она женщина, и тем больнее говорить, что именно при ее будучности министром система здравоохранения превратилась в «машину пыток» для инвалидов Арцахской войны. Именно в эти годы в ход пошли взятки за присвоение инвалидной группы и назначение пенсий. Дело дошло до того, что ветеранов, у которых ампутированы ноги или руки, заставляли ежегодно проходить ВТЭК для переназначения пенсий. В Арцахе, где в послевоенные годы было тяжело с транспортом, и доехать до райцентра или столицы стоило больших трудов и немалых расходов, людей доводили до отчаяния отказами в назначении пенсий, которые были единственным источником дохода для семьи, практически потерявшей своего кормильца, который не мог трудиться. Воспользовавшись введенной системой госзаказа, под бесплатное медосбслуживание подводились многочисленные родственники и знакомые чиновников. Естественно, выделенных государством средств не могло хватить на истинную категорию, которая имела право на бесплатное обслуживание. У читателя может возникнуть вопрос, насколько сказанное соответствует реальности, однако фактов вопиющее множество, если, конечно, эти люди не превратились в лицемеров, как это произошло со многими.
Готова ли сейчас министр привести в порядок свое ведомство? Готова ли она объяснить врачам республиканской больницы, что больных привозят в больницу лишь в том случае, когда люди уже сами не могут справится с недугом; что медицинская помощь должна оказываться всем поступившим, а не только тем, за кого «похлопотали» родственники; что дежурный врач не должен противиться, когда принятого им больного должен лечить специалист по профилю. Сумеет ли министр дать понять работникам роддома, что испокон веков женщина рожала ребенка сама и когда это позволяли сроки, чтобы врачи наперегонки не старались «заставить родить в свою смену», дабы не уступить магарыч другому врачу. Поймут ли после слов министра, что нельзя проводить искусственную стимуляцию, чтобы потом сделать «кесарево сечение», которое стоит больше. Смогут ли понять в правительстве, что если вся эта система не рухнет, в Карабахе не с кем будет жить и работать?
О министерстве ИД можно сказать лишь, что, наконец, оно обрело хозяина. Однако, сумеет ли новый глава внешнеполитического ведомства повести нашу внешнюю политику так, чтобы с головы карабахцев, наконец, убрали «домоклов меч». Скорее всего, господин Мирзоян прекрасно осознает, что для этого надо сделать, ведь его представили как профессионального дипломата. Время покажет, приехал ли он в Карабах для пополнения послужного списка, как это было с прежними министрами, приехавшими «погостить» из Армении, или он проявит волю и скажет, что именно необходимо для обеспечения признания и безопасности Карабаха.
Стоит ли рассматривать и другие министерства? Скорее всего нет, поскольку вся правительственная система погрязла в грязи под названием Безответственность. Именно безответственность и комформизм довели Карабах до сегодняшнего неприглядного состояния.
Говорят, однажды споткнувшись и ударив лицом в грязь, человек отмывается от нее и впредь обходит камни.
Пожелаем же нашему новому правительству здравомыслия и осознания того, что они отныне возглавляют не обычное государство, а страну, народ которой отстоял свою свободу в борьбе с системой, русской комендатурой, азербайджанском ОМОН-ом, затем отвоевал ее в войне, и потому сегодня имеет право жить и творить на своей земле, а не скитаться по заграницам в поисках средств для содержания своих семей.
Не надо испытывать народ на адекватность. В Карабахе еще есть мыслящие люди, но скоро может не стать и их, тогда наше правительство вынуждено будет заниматься лишь своим бизнесом. Вот тогда другие из-за кордона подумают, стоит ли вообще содержать правительство, и вообще, есть ли здесь государство?
Роберт Айрапетян
http://karabakh-open.info