Нельзя не отметить, что израильско-палестинский конфликт зашел в тупик. В этих обстоятельствах кто мог бы вытащить этот процесс из рутины — то, что не удается сделать первой мировой державе? Как пишет французская Le Figaro, ответ вполне может дать Анкара, где правящая Партия справедливости и развития (ПСР) развивает поразительную активность на Ближнем Востоке.
Согласно изданию, такая активность не является совпадением, это — политически продуманная стратегия. «Правительство Турции убеждено, что ему следует усилить свое влияние в регионе, чтобы утвердиться в качестве незаменимого регионального игрока и тем самым повысить свои шансы войти в один день в европейскую семью. Оно знает, что ему нужно присутствовать и сохранять свое влияние в регионе, прежде всего, в момент вывода американских войск из Ирака, чтобы убедиться, что курдский вопрос не будет решен не в пользу Турции. Привлекательность Ближнего Востока еще больше усиливается, ввиду того, что Анкара получает от ворот поворот от ЕС», — пишет Le Figaro.
Для достижения своих целей исламское правительство Реджепа Тайипа Эрдогана ведет политику добрососедства и «soft power», предлагая экономическое и энергетическое партнерство соседним странам, а также подчеркивая свой потенциал как посредника, например между Израилем и Сирией и, совсем недавно, между Ираном и Западом. Поступая таким образом, турецкие власти разряжают скрытую враждебность военных против себя, соблазняя их восстановлением влияния Анкары на Ближнем Востоке и воскрешая таким образом некую форму нео-оттоманизма, которая льстит эго турецкой армии. Вот почему в настоящее время Турция стремится внести свой вклад в процесс израильско-палестинского примирения после тщетной попытки взять на себя роль посредника в процессе примирения между Израилем и Сирией. Чтобы победить в этой, уже весьма сложной игре, турецкое правительство решило вмешаться в дело через маленькую дверь, а именно сектор Газа, отмечает издание.
«Со своей стороны, премьер-министр Турции сделал ставку на то, что у израильского правительства, нравится это ему или нет, не будет иного выбора, кроме как в конечном итоге вести переговоры с ХАМАС. И в этот день Анкара выступит в качестве естественного посредника. Эрдоган также знает, что израильские власти нуждаются в Турции, несмотря на то, что это отрицает министр иностранных дел Авигдор Либерман. Он также знает, что возможное присутствие турецких войск в качестве силы между израильтянами и палестинцами будет принято обеими сторонами. Это присутствие будет также приветствоваться турецкими военными. Вот почему Эрдоган умножает усилия по оказанию поддержки Газе и регулярно приглашает лидеров ХАМАС в Турцию.
Исламское правительство Турции хорошо знает, что его активность в процессе примирения возможна лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе и что его успех не гарантирован. Но для него все равно, так как, даже если оно не добьется успеха, это поможет укрепить имидж Турции в регионе и его статус знаменосца для дезориентированных арабов-суннитов», — резюмирует Le Figaro.
Новости Армении - NEWS.am