Нынешние геополитические реалии обязывают нас иметь не просто боеспособную армию. Это должна быть образцовая армия, способная нанести сокрушительный удар по превосходящим силам противника и навсегда решить карабахский вопрос. Такая небольшая страна, как Армения, не может иметь многочисленную армию.
Наше преимущество должно обеспечиваться интеллектуальным превосходством, высоким профессионализмом, безупречной организацией и максимально эффективным использованием имеющихся ресурсов, в первую очередь человеческих. Разумеется, нам нужны новые виды оружия, современные средства связи и свои разработки этого направления. Что-то для достижения этих целей, конечно же, делается. Но эти исследования ведутся разрозненно и не всегда направлены на выполнение конкретных задач. Разумеется, необходимо разработать программу, включающую в себя весь комплекс мер повышения военной безопасности, в том числе и военные разработки. Думаю, имеет смысл создать центры военно-технических разработок, где будут проводиться исследования по некоторым биологическим, химическим и техническим направлениям, представляющим интерес для восстанавливающейся в Армении оборонной промышленности.
Теперь о более эффективном использовании человеческих ресурсов. У нас есть немало умных, талантливых, обладающих хорошими знаниями молодых людей, которые после окончания бакалавриата не смогли поступить в бесплатную магистратуру. Причины тут могут быть разные. Во-первых, на бесплатное отделение попадают только отличники. А если отличников, например, пять, а магистрантских мест всего два? Значит трое отличников призываются в армию и при прохождении срочной службы часть приобретенных в вузе знаний будет утрачена. Аналогичная ситуация повторяется и при поступлении в аспирантуру, куда тоже попадают далеко не все перспективные молодые специалисты. Магистр, не поступивший в аспирантуру, тоже призывается в армию. Если этот численно весьма ограниченный контингент станет проходить срочную службу в центрах военно-технических разработок, работая по приобретенной в бакалавриате и тем более в магистратуре специальности, это окажется более эффективным и будет служить интересам повышения боеспособности армии.
За два года такого рода альтернативной службы эти молодые люди не только не растеряют приобретенные знания, но и получат квалификацию военных специалистов. Не сомневаюсь, что большинство этих молодых людей останется на военно-промышленных предприятиях и после завершения срочной службы, но уже в новом статусе. При этом затраты на их содержание не увеличатся, поскольку они будут питаться и ночевать дома.
Думаю, имеет смысл создавать эти научные центры в системе Министерства обороны, потому что и по направленности исследований, и по условиям организации работы эти научные учреждения должны работать в особом режиме, обеспечивающем полный контроль и безопасность. Подобные научные центры действуют во многих странах. Их нетрудно создать и у нас. Думаю, такой подход будет отвечать и государственным интересам и устроит самих солдат хотя бы потому, что годы альтернативной службы будут способствовать повышению профессиональной квалификации и приобретению практических знаний. То, что страна получит готовых специалистов для военно-промышленного комплекса, очень важно. Ведь не секрет, что за последние 20 лет мы в значительной степени растеряли профессиональный ресурс в военно-технической области.
Что касается направлений научных разработок, то в условиях численно небольшой армии следует очень серьезно работать в направлении новых и очень эффективных видов вооружения. Имеющийся в Армении профессиональный ресурс, несомненно, сможет справиться с этой задачей, тем более при условии активной государственной поддержки, в первую очередь организационной. При этом следует иметь в виду, что сегодня создается много новых видов оружия, которые могут обеспечить колоссальное военное превосходство, причем эти виды оружия не входят в категории запрещенных. И разработкам этого направления следует уделить особое внимание.
Когда, касаясь вопроса создания военно-технических центров, я упоминал исследования в области химии и биологии, это вовсе не означало призыва к разработке биологического и химического оружия. Результаты этих исследований могут найти применение при производстве особо выносливых аккумуляторов, это касается также состава боеприпасов и т.д. Следует обратить особое внимание и на обмундирование военнослужащих. И тут тоже могут найти применение результаты научных исследований. Думаю, что в Армении есть еще немало специалистов, обладающих интересными идеями в сфере вооружения. И эти идеи обязательно должны быть учтены при организации военно-технических центров и определении направлений исследований.
Хочу обратить внимание и на другую проблему, связанную с военной подготовкой молодых людей, получающих высшее образование. Ликвидация военных кафедр в вузах, на мой взгляд, была серьезной ошибкой. Пусть все служат в армии, но молодой человек, прошедший обучение на военной кафедре, придет в армию подготовленным. Другое дело, что надо было перепрофилировать военные кафедры. В советское время в Армении в основном велась подготовка по двум военным специальностям – противовоздушная оборона и связь. Надо подумать о восстановлении в вузах военных кафедр разной направленности в соответствии с реальными нуждами армии нашей страны. Военная техника постоянно усложняется, и её использование требует серьезной подготовки. Военного специалиста высокой квалификации гораздо легче готовить из контингента выпускников технических вузов и факультетов.
Не уделяется должного внимания и воинскому запасу. А ведь это тот контингент, который в наших условиях может быть в любой момент призван в армию и должен обладать необходимой подготовкой для участия в боевых действиях.
В связи с вопросом повышения боеспособности армии хочу обратить внимание на еще один важный момент. Солдаты срочной службы нередко имеют избыток свободного времени. Иной раз офицеры не знают, чем их занять, и дают достаточно нелепые распоряжения, не имеющие отношения к боевой и физической подготовке. Не говоря уже о том, что солдат современной армии должен обладать и определенными техническими знаниями, необходимыми для грамотного обращения с оружием. В этом плане следует обратить особое внимание на вопросы организации воинской службы. А с учетом того, что Армения не может иметь многочисленную армию, необходимо добиться такого уровня подготовки, когда каждый наш солдат будет спецназовцем. Наш солдат должен быть в состоянии заменить раненого или убитого товарища, владеть всеми видами оружия, управлять всеми транспортными средствами, выживать и принимать правильные решения в самых сложных условиях, быть прекрасно физически подготовлен. Наши военнослужащие должны и могут быть многофункциональными. Но начинать надо с повышения уровня и многофункциональности офицерского состава.
Хотелось бы сказать несколько слов и об освобожденных территориях. Когда-то там располагались огромные виноградники. За 20 лет они высохли. Там же находились коньячный и винный заводы, которые тоже можно было использовать. Но ресурсами этих территорий мы не воспользовались, и так продолжается по сей день. А ведь в Армении не так много земли, пригодной для сельскохозяйственного производства.
С учетом сложившейся ситуации и возможных дальнейших развитий, все имеющиеся национальные ресурсы, в первую очередь человеческие, должны использоваться максимально эффективно.
Армен САРКИСЯН, кандидат биологических наук
"Голос Армении"