В 1970-ые годы в Армении рывком, в 4 раза, увеличилось производство серной кислоты. Хотя и составляло оно меньше 1% союзного, но в «жидкие доходы» Армянской ССР кислота заслуженно входила, вместе с коньяком и «Джермуком». Ее выпадение в 90-ые годы из производственного цикла заставило надолго отложить и разработки по утилизации шлаков месторождения, которые в 80-ые годы вел Институт общей и неорганической химии.
Внимание химиков в медеплавильных отходах привлекло… железо. В «медных» армянских горах его оказалось не так уж и мало. В халькопирите, из которого сложена значительная часть рудных тел Каджаранского и Агаракского месторождений, железо соседствует с медью. Именно с этих месторождений концентрат везли на Алавердинский медеплавильный завод. Правда, там дороги меди и железа расходились – наступал «медный век».
Медь обогащали, а от железа избавлялись – и в переплавке концентрата в штейн, и в его продувке на конверторную медь. В результате меди в шлаках оставалось меньше 1 процента, а железа – 37 - 48%. Для сравнения – железорудные месторождения Армении в среднем имеют примерно такое же содержание. И в 80-ых годах именно это «подножное» железо привлекло внимание сотрудников Института общей и неорганической химии (ИОНХ) Академии наук АрмССР, которые предложили использовать его для мелиорации солончаков Араратcкой долины. Путем переработки своей же, «домашней», алавердинской серной кислотой, с последующим прокаливанием. В сравнении с прежним мелиорантом, сульфатом железа, новый материал обладал бы рядом преимуществ – хорошей дозируемостью и транспортабельностью. Опытные партии вещества, переданного Институту почвоведения и агрохимии Минсельхоза АрмССР, показали положительные результаты. В 90-ые годы разработки, естественно, не продолжились. А сейчас? В ИОНХ нам сообщили, что тема осталась без наследника…
Сегодня извлечь подорожавшее железо из шлаков мешает серная кислота, подорожавшая еще сильнее. Как ее сэкономить, химики думали уже тогда, остановившись на соотношении 0,74 т кислоты на 1 т шлака. Но и этого по сегодняшним меркам недостаточно. 150 долларов за тонну серной кислоты, без учета доставки, лишают всяких надежд на рентабельность метода.
Нерентабельность заставляет отказаться от метода уже в первом приближении, пояснили в компании «ACP», эксплуатирующей медеплавильный комбинат в Алаверди. По информации отдела по связям с общественностью компании, запасы шлака на комбинате составляют около 15,5 тыс. кубометров. «Начав медеплавильную деятельность, компания, параллельно продаже, рассматривала и методы их экономически целесообразной переработки. Хотя целесообразность внедрения указанной технологии не обсуждалась с Институтом общей и неорганической химии, тем не менее, компания готова к любому диалогу об оправданной переработке вторичного производства», – сообщили в компании. В частности, по заказу «ACP», металлургическая лаборатория ЗАО «Горно-металлургический институт», вместе с компанией входящая в состав группы «Vallex», ищет способы извлечь из шлака железо, для последующей выплавки в шары для рудных мельниц.
Как узнать, что искать в отходах, где металлов десятки, а соединений – сотни? И далеко не все – ненужные... Например, сульфид натрия, использующийся как флотореагент в обработке руды, можно – похожий случай – достать с того же месторождения, что и саму руду. Над комплексной переработкой концентратов Агаракского медно-молибденового месторождения сейчас работают специалисты Института химфизики им. Налбандяна. Желаем ученым успеха!
Арам Гарегинян, Новости Армении - NEWS.am