Председатель организации «Многонациональная Грузия», координатор Ассамблеи тбилисских армян Арнольд Степанян комментирует интервью Бидзины Иванишвили касательно армян.
- Каковы ожидания грузинских армян от новых властей Грузии, если учесть, что в команде Иванишвили немало антиармянски настроенных лиц?
- Происходят интересные процессы. В новой команде действительно есть люди, которые негативно относятся к национальным меньшинствам, но слава Богу, их немного. Две партии, входящие в блок «Грузинская мечта» - Республиканская и «Свободные демократы», достаточно толерантны, и должности достались именно им. Это позволяет нам надеяться, что ситуация будет улучшаться. До выборов звучали неподобающие заявления, но почти каждый раз блок просил извинений. Тем не менее, тенденция «нелюбви» к нацменьшинствам продолжается. С одной стороны, хорошо, что сам Иванишвили в качестве «нацменьшинства» долгие годы жил в других странах. Но то, что он набрал консультантов, которые не любят нацменьшинства, вызывает недобрые сомнения.
- Иванишвили заявил, что удивлен, почему армяне живут в Грузии, если рядом их родина. Потом он разъяснил, что его слова вырвали из контекста, и он на самом деле восхищен, что армяне способны создавать мощные диаспоры за пределами Армении. Как на самом деле обстоят дела?
- Запись интервью так и не показали, мы попросили запись, но нам не дали. Я не удивлюсь, если это действительно дефомация – вы выяснили, что журналист, который проводил интервью, является сторонником Саакашвили. С другой стороны, зная характер Иванишвили, не думаю, что он мог высказаться об этом в отрицательном ключе. Грузинское общество действительно воспринимает нацменьшинства как людей, которые откуда-то приехали жить в их страну. И родиной армян в Грузии действительно считают Армению. Есть даже люди, которые требуют, чтобы армяне покинули Грузию. Другие «позволяют» жить в Грузии, но спрашивают – почему вы не едете к себе на родину.
Возможно, Иванишвили заявил об этом, глубоко не задумываясь и не вкладывая негативный смысл. Мы никогда раньше не слышали от него ксенофобских заявлений. До выборов распространялись слухи, что как только Иванишвили придет к власти, он изгонит армян. Мы знали, кто распространял эти слухи. И внимательно отслеживали действия и заявления Иванишвили.
Говорят, что Иванишвили не понравилось то, что Джавахк в основном проголосовал за блок Саакашвили, потому и направил мессидж армянам. Думаю, он прекрасно знает, что Джавахк проголосовал не за Саакашвили или Иванишвили, они проголосовали за местный клан, в атмосфере страха и из-под палки. Будет жаль, если те же методы потом будут использованы в Джавахке уже в пользу Иванишвили.
- Что конкретно должен сделать Иванишвили, чтобы доказать, что не имеет предвзятого отношения к армянскому меньшинству?
- Он уже дал разъяснения, но было бы лучше встретиться с армянами, у которых к нему немало вопросов. Кроме того, было бы неплохо приступить к защите прав нацменьшинств, особенно, в Джавахке. Важен также вопрос возвращения армянских церквей. Две этих проблемы – церкви и Джавахк – негативно сказываются на армяно-грузинских отношениях. Если он даст им решение, армяно-грузинские отношения начнут развиваться. И этот мессидж армянская община уже направила Иванишвили.
- До выборов Иванишвили заявлял, что намерен открыть в Джавахке армяно-грузинский университет. Вы считаете это возможным?
- Трудно сказать, хотя армяне из команды Иванишвили получают возможность действовать в Джавахке. Если так будет продолжаться, в Ахалкалаке вполне могут открыть университет, могут даже предпринять меры по сохранению языка. Думаю, Иванишвили понимает важность этих задач и попытается их решить. В Грузии действуют грузино-турецкий, грузино-российский, грузино-американский университеты, нет только грузино-армянского. Думаю, Иванишвили захочет заполнить эту брешь.
Роза Ованнисян, http://www.lragir.am