Подписан договор о проведении референдума в Шотландии, который позволит ей отделиться от Великобритании. Премьер Британии Кэмерон, фактически, оказался «толерантнее» своего испанского коллеги, который неделю назад запретил проведение такого же референдума в Каталонии. Ну, может, Кэмерон уверен, что большинство шотландцев не готовы к независимости, и Рахой, наверное, знает, что каталонцы тут же проголосуют за выход из состава Испании.
Состоявшиеся в воскресенье выборы в Бельгии также выявили сепаратистские настроения – выборы выиграл представитель Фландрии, которая также вполне может отделиться от франкоязычной Валлонии и стать независимым государством.
Все эти процессы свидетельствуют о том, что глобализация и даже комфортный Европейский союз не могут остановить процесс естественной секурялизации, который происходит по каким-то неоткрытым еще законам. Гумилев называл силу, толкающую массы людей к объединению в этносы, самозащите и расширению своего ареала, пассионарной энергией, и так и не нашел ее источника, указав на небо.
Действительно, что заставляет представителей одного этноса держаться вместе, вступать друг с другом в брак, сохранять язык и культуру? Что заставляет армян в нынешней Турции выдавать себя за мусульман, одевать курдскую одежду, а дома молиться армянскому Богу?
Сепаратистские настроения в Европе должны заставить задуматься прежде всего европейских чиновников, которые усиленно пытаются «примирить» армян с турками Азербайджана и Турции. Закрытые границы не подобают 21 веку, но порой только закрытая граница сдерживает пассионарную энергию слишком агрессивных этносов. Тем более, если другие народы не осознают всю опасность этой энергии.
Наира Айрумян, http://www.lragir.am