Так называемое “Турецкое общество борьбы с необоснованными претензиями армян” инициирует организацию движения за помощь Азербайджану в освобождении оккупированных Арменией территорий, пишут турецкие СМИ.
Сообщается, будто “десятки турецких граждан обратились в игдирское отделение азербайджанского генконсульства в Карсе с просьбой записать их добровольцами в боях за освобождение оккупированных земель Азербайджана в случае их возобновления”. Отметим, что и само это общество расположено в Игдире, где сегодня обретаются многочисленные нахичеванские азербайджанцы. Они — в силу своего все возрастающего количества, уже оказывают заметное влияние на жизнь города. И есть вполне обоснованные подозрения, что указанная инициатива является вовсе не проявлением “безмерных братских чувств турецкого народа”, который-де “хочет продемонстрировать Армении свою готовность всегда быть рядом с Азербайджаном и помочь азербайджанским братьям в освобождении оккупированных земель от армянских захватчиков”, а показателем очередного всплеска активности азербайджанской диаспоры Игдира.
В этой связи возникает законный вопрос: на каком основании дипломатические структуры Азербайджана в Турции (генконсульство) ведут вербовочную деятельность пусть и в “братской”, но все-таки другой стране? И как относятся к этому факту власти самой Турции? Наконец, о каких “добровольцах” идет речь? Насколько можно понять, имеются в виду отнюдь не местные азербайджанцы, а турецкие граждане. Что само по себе означает готовность практически прямого вмешательства Анкары в карабахско-азербайджанский конфликт в случае обострения ситуации в регионе.
Не секрет, что т.н. “турецкие добровольцы” в 1992-1994 гг. участвовали в боях в Карабахе. Это, как правило, были отставные или действующие военные, в большинстве — офицеры, которые выполняли роли инструкторов, а частенько и сами брались за оружие, потому что опыт показал, что многие их подопечные просто не знали, откуда из автомата пуля вылетает и что надо сделать, чтобы эта штука начала стрелять. Но и это, как известно, не помогло — как не помогли Азербайджану наемные афганские моджахеды и боевики Басаева. И если все-таки случится война — результат будет точно таким же: азербайджанское воинство вместе с “турецкими добровольцами” долго будут зализывать раны.
“Общество борьбы с необоснованными претензиями” призывает армянскую сторону “не испытывать их терпение”. То есть тут шантаж и провокация, как говорится, в одном флаконе. Разумеется, никакой реакции на такие провокации со стороны Армении не последует. Другое интересно: как отнесется ко всему этому турецкая власть, которая постоянно заявляет, что, поддерживая Баку, одновременно заявляет о готовности стать посредником в миротворческом процессе.
Молчание будет означать согласие с подобными планами, соответственно — Турция может (и должна) считаться одной из сторон карабахского конфликта. То есть конфликт заведомо выводится за региональные рамки, приобретая характер широкого военно-политического противостояния, масштабы которого просто несопоставимы с тем, что происходило 20 лет назад. Не зря же некоторые зарубежные аналитики с тревогой говорят о том, что Южный Кавказ может стать “новыми Балканами”, а происходящие здесь процессы — послужить спусковым крючком для событий глобального характера. И все, кто не желает такого развития событий, должны быть сугубо осторожны, следить за своими высказываниями и действиями, занимая ответственную позицию. Это очевидно, ведь войны (тем более — войны мировой) может желать лишь сумасшедший. Официальный Баку многими своими шагами и заявлениями в последние годы ясно показал, что там далеко не у всех с головой полный порядок. Это даже турецкая пресса отмечала — в связи с историей Рамиля Сафарова, экстрадицию и героизацию которого журналисты назвали “симптомом массового помешательства”. А теперь получается, что таких “добровольно помешанных” и в самой Турции хватает...
"Новое время"