«Мир – это сумасшедший дом, поэтому совершенно
правильно, что его патрулируют вооружённые идиоты.»
Брендан Бихан, ирландский драматург
Любая система, сформированная и функционирующая вопреки здравомыслию, априори уязвима. Рано или поздно она начинает подвергаться коррозии и разрушается изнутри. Вчера такая судьба на глазах всего мира постигла советскую империю, а сегодня с неизбежностью надвигается и на нашу армянскую действительность. Правящему в стране клану, в арсенале которого не было и нет иных аргументов, кроме грубой силы и откровенной лжи, с каждым днём становится всё труднее сопротивляться окончательному социально-экономическому и политическому фиаско.
Власть, со всей очевидностью отторгаемая большинством народа, напоминает несущийся под откос неисправный автомобиль, у которого продырявлены все колёса и нет ни руля, ни тормозов. Ясно, что движение такого авто носит самопроизвольный характер и никоим образом не зависит от водителя, который номинально остаётся таковым лишь потому, что сидит на водительском месте.
Аргументов, подтверждающих эту метафору, более чем достаточно. Вот лишь некоторые из них. Президент говорит, что казнокрады, взяточники и распылители бюджетных средств – это люди, которые не могут вызывать ничего, кроме омерзения. Однако все они, за исключением пары-тройки «стрелочников», остаются на своих местах и, как ни в чём не бывало продолжают свою омерзительную деятельность. Почему так происходит? Ответа у власти нет.
Незадолго до парламентских выборов президент, ссылаясь на приоритет законности, говорит, что в новом составе Национального Собрания не должно быть ни олигархов, ни бизнесменов вообще. Предвыборный лозунг руководимой им партии звучит многообещающе: «Поверим, чтобы изменить!» Логика здравомыслия подсказывает, что если прежний состав парламента, сформированный по недоброй инерции вопреки конституционным принципам, служил как формальный орган для штампования решений сверху, то новый, судя по обещанию президента, таковым не будет.
«Слава Богу! – могли подумать те, кого причислили к проценту «поверивших», - теперь, наконец, парламент сможет заниматься своим прямым делом, а именно – выработкой актуальных и объективных законов, контролем над исполнительной и судебной властями, и, главное - осуществлять постоянную живую связь между властью и обществом». Но не тут-то было. Подавляющее большинство в нашем парламенте, как и прежде, представляет тот же самый дискредитированный и насквозь прогнивший бизнес-бомонд. Почему так происходит? Ответа у власти нет.
Напрямую обращаясь к премьеру, президент строгим тоном говорит о проблемах, требующих безотлагательного разрешения, но безрезультатно обсуждаемых на протяжении четырёх лет (!) При этом он публично оценивает работу правительства не просто плохо, а очень плохо. Но глава кабинета демонстрирует непоколебимое спокойствие, и в отставку не подаёт не только он сам, но и ни один из его министров. Почему так происходит? Ответа у власти нет.
Президент говорит, что коррупционную гидру надо выдёргивать, хватая её за головы, а прокуратура не предпринимает в этом направлении ровным счётом ничего. Никто не привлекается к ответственности, и все прожорливые головы гидры остаются на своих местах. Почему так происходит? Ответа у власти нет.
Перечень проблем, как озвученных президентом, так и оставленных им в умолчании, можно продолжать сколь угодно долго. Из них, собственно, и состоит наша действительность. Поэтому она и напоминает сумасшедший дом из предваряющего эти наблюдения афоризма...
...Власть, преследующая одну-единственную цель – пролонгацию собственных полномочий, живёт автономной жизнью, которая не имеет ничего общего с проблемами страны и народа. Созданные ею камуфляжные партии и партийки получают объедки с барского стола и послушно исполняют неблаговидные роли в предназначенной им сфере политической проституции. Давно и бесповоротно удостоенные всеобщего презрения, они хорошо приспособились к своему хоть и постыдному, но сытному месту в пословице «Плюнь в глаза – скажет Божья роса».
Приведённая характеристика в полной мере относится и к так называемой «радикальной оппозиции», которую, якобы, олицетворяет АНК во главе с первым президентом. Сейчас, когда поднятая им волна митингов с пламенными речами и туманными прогнозами упала до нулевой отметки, поддавшиеся фарисейскому гипнозу люди поняли, наконец, что их ловко обманули в очередной раз. Кстати, это обстоятельство далеко не последнее в числе прочих стимулов, ускоряющих массовое бегство из страны.
А тем временем в игорном доме под названием «армянская политика» атмосфера становится всё более оживлённой. Голоса крупье звучат задорнее и громче, будоража игроков, ставки повышаются, и дымовая завеса от дорогих сигар становится всё гуще.
Кто сорвёт главный куш? Кому достанется место премьера? Возможному путинскому газовику или устраивающему и нынешнего, и прежнего президента вице-премьеру? Будет ли участвовать в предстоящем забеге первый президент? Поддержат ли «процветающие» главу государства или выдвинут собственного кандидата? Чем им за это заплатят? По какому пути пойдёт страна после выборов? Что лучше - «евроатлантизм» или «евразийство»?..
И никому из клиентов этого странного казино не приходит мысль о народе, равно как и желание поинтересоваться его мнением. Какой хотели бы видеть свою страну граждане Армении? Чего они хотят от этой жизни? Каким они представляют будущее своих детей и внуков? Устраивает ли их тотальное беззаконие и повсеместный беспредел, в условиях которого они влачат своё жалкое существование? Согласны ли они быть забитыми до смерти держимордами какого-нибудь обладателя властных индульгенций или обколотого выродка какого-нибудь распоясанного толстосума?
Все эти и многие другие вопросы нуждаются в прямых и внятных ответах, которых у власти, как известно, нет. Но то, чего нет у власти, есть у истинной национальной элиты. Факт её существования в стране и за рубежом уже сам по себе свидетельствует, что она не может, не должна и не будет оставаться безучастной к происходящему. Ибо время не ждёт.
И пусть в палитре армянской действительности пока ещё преобладают тёмные тона. Но это отнюдь не означает, что нация окончательно смирилась с ролью аморфной массы, не способной и не желающей повлиять на собственную судьбу. Пройдя сквозь горнило тяжелейших испытаний, наш народ, конечно же, не позволит отнять и уничтожить его главную ценность – Родину. Никто не может лишить его права распоряжаться своими ценностями, в том числе и властью, не так, как выгодно проходимцам и невеждам, а так, как он считает нужным сам.
В конце концов Армения – это не дурдом. Это – страна армян.
Аркадий Вартанян, доктор политических наук
http://www.lragir.am