Анна Касьян родилась в Тбилиси, в семье с большими музыкальными традициями. Ее отец Оганес (Огос) Касьян, заслуженный артист республики, был в Грузии известным дудукистом и кларнетистом, основателем и руководителем ансамбля дудукистов «Старый Тбилиси», солистом ансамбля «Саят-Нова», основателем школы дудука для молодых исполнителей. Жизнь его неожиданно была оборвана шальной пулей в 1994 году во время гражданской войны в Грузии.
Девочка осталась с матерью, Лили Лазаревой, педагогом фортепиано, и двумя старшими сестрами, тоже музыкантами. С детства Анна Касьян была свидетельницей многочисленных музыкальных вечеров у них дома, где собирались многие известные деятели искусства, слушала произведения из классического репертуара и фольклора, в том числе бархатный тембр отцовского дудука. Музыкальные способности у нее проявились рано; Анна поступила по двум специальностям — фортепиано и скрипки — в Центральную музыкальную школу для одаренных детей им. Палиашвили и блестяще ее окончила. А в 1999 году поступила в консерваторию по классу скрипки. Именно в этот период у нее появляется интерес к пению, и в 2001-м она поступает на вокальное отделение консерватории. А уже через два года Анна Касьян переезжает в Париж, где становится аспиранткой Парижской консерватории.
Она прошла мастер-классы с такими известными артистами, как Том Краузе, Раина Кабаиванска, Виорика Кортез, Джанин Райс. Лауреат многочисленных музыкальных конкурсов, Анна выступает на сцене многих престижных залов и поет с выдающимися дирижерами мира. Вокальный репертуар ее отмечен жанровым многообразием и включает широчайшую палитру стилей и эпох. В 2006 году Анна Касьян становится лауреатом французской ассоциации артистов-исполнителей в номинации «Открытие года в области лирического искусства», а в 2008 году она удостаивается приза публики «Лучший артист» фестиваля «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге. Певица постоянно получает приглашения на участие в фестивалях и конкурсах в самых разных странах. Так, в 2008 году Анна Касьян с большим успехом выступила на престижном конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии, где получила первую премию и стала обладательницей приза публики.
Сегодня Анна Касьян с большим успехом выступает в ведущих музыкальных залах мира, таких, как Carnegie Hall (Нью-Йорк), Grand Theatre (Женева), Театр «Эрмитаж» и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Herkulsaal (Мюнхен), Palais des Beaux Arts (Брюссель), в концертных залах оперных театров Антверпена и Квебека. Ее сольные выступления состоялись в Цюрихе, Милане, Льеже, Варшаве, Претории, Алматы, Мадриде, Брюгге... Во Франции это концерты в зале Cortot, в Большом зале ЮНЕСКО, в Cite de la Musique, в Русском культурном центре, в театрах Marigny и Comedie на Елисейских полях. Она удостоилась чести выступать на одной сцене с такими выдающимися музыкантами, как Пласидо Доминго, Казуши Оно, Кристоф Поппен...
«Анна Касьян действительно исключительна. Она обладает редкими вокальными данными и индивидуальной окраской голоса. Ее исполнение настолько эмоционально насыщенно, что вызывает в вас трепет и ускоряет ваше сердцебиение. В каждом произведении она находит новые оттенки, являющиеся следствием ее богатой музыкальной культуры» — так писала о ней французская Figaro.
— Если можно, расскажите о вашей семье.
— Семья моя дружная! Мы всегда друг друга поддерживаем и стараемся давать правильные советы и, самое главное, прислушиваться к ним. Мне выпал шанс родиться в семье, которая не просто поддерживает, но и понимает все тонкости моей профессии, ведь все мы музыканты-профессионалы. Каждый мой выход на сцену, каждая моя победа — это большая радость для всех нас. Как и у многих в наше время, члены моей семьи живут в разных уголках мира. И встречаемся мы, к сожалению, не часто. Но благодаря нынешним средствам коммуникации мы практически не ощущаем разделяющих нас тысяч километров.
— Где вы живете в свободное от гастролей время? Есть ли у вас время заниматься хозяйством и что делаете в свободное время?
— Я живу в Париже. Свободного от гастролей времени у меня немного, но я очень люблю заниматься домашним хозяйством и ухаживать за своими цветами. С удовольствием готовлю. В последнее время часто делаю маленькие сюрпризы для коллег — знакомлю их с особенностями национальной кухни моих предков. Обожаю читать, в особенности историческую литературу, тем более что моя профессия напрямую связана с историческими сюжетами. Очень люблю находиться на природе, наслаждаться морем и теплом солнечных лучей. А еще люблю танцевать и играть на рояле.
— Вам все равно, на какой сцене выступать, или у вас есть свои любимые театры?
— Я настолько люблю свою профессию, что рада встрече со слушателем в любом театре и концертном зале мира. Обычаи в каждой стране, конечно же, разные. В моей практике был курьезный случай — в Италии. Оказывается, фиолетовый цвет в итальянском артистическом мире пользуется плохой репутацией. Не зная этого, я на финал конкурса имени Ренаты Тебальди одела фиолетовое платье. И вдруг заметила на себе странные взгляды со всех сторон. Тут ко мне подошел организатор конкурса и с возмущенным видом спросил — мол, что ты наделала?.. Увидев мой недоуменный взгляд, он объяснил, что фиолетовый цвет приносит неудачу на сцене. Так что к волнению перед финальным выступлением добавился еще и этот стресс... Надо было видеть удивленные лица итальянцев, когда меня объявили победительницей этого конкурса,.. несмотря на мое фиолетовое платье.
— Как вы относитесь к нововведениям в постановке классических опер? Все эти Онегины в ковбойских нарядах и Кармены в кроссовках... Хотели бы спеть Церлину, героиню оперы Моцарта «Дон Жуан», скажем, в джинсах и с бутылкой кока-колы в руках?
— Подписывая контракт, мы не всегда знаем, кто из режиссеров будет ставить спектакль. Ваш вопрос непростой, он затрагивает многие процессы, происходящие в современном мире. Мне так кажется, что к жанру оперы отношение зачастую предвзятое. Многие считают, что опера — это искусство для избранных, солидных и немолодых людей. Модернизируя постановку, режиссеры, быть может, пытаются привлечь молодежь?
Вот мне вспомнился такой случай из моей жизни. Я участвовала в рождественском концерте в Квебеке. После концерта ко мне подошли пожилая дама, ее дочь и внучка. Оказывается, в качестве рождественского подарка пожилая дама попросила, чтобы ее дочь и внучка пошли с ней на концерт. Последние и не скрывали своего удивления — они сказали, что не ожидали увидеть на сцене молодую оперную певицу. Пожилая дама в слезах благодарила меня за то, что в результате этого «подарка-концерта» ее внучка открыла для себя и полюбила классическую музыку!
— Сейчас очень модно смешивать жанры — оперные певцы поют джаз и эстраду, джазмены и попсовики, наоборот, берутся за обработку классических произведений. Вам не хочется сделать программу, скажем, с номерами из классических бродвейских мюзиклов или новогодних песенок?
— Это может показаться смешным, но первые свои аплодисменты я получила за исполнение хита Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», когда мне было четыре года. А вообще я к этому отношусь нормально. Я сама молодая и люблю послушать репертуар Уитни Хьюстон, Фрэнка Синатры, Фредди Меркьюри, групп Битлз и АББА, Шарля Азнавура, Селин Дион... Если Лучано Паваротти спел с Майклом Джексоном и другими, то я с радостью согласилась бы спеть в дуэте с Селин Дион или с Азнавуром.
— У вас была программа с армянскими песнями — какова ее судьба сейчас? Остается она в вашем репертуаре, будете продолжать этот опыт, наращивать его?
— Да, это программа существует, и время от времени я исполняю на европейских сценах некоторые произведения армянских композиторов. Мне приятно видеть, с каким восторгом европейская публика открывает для себя эту музыку. А еще у меня есть мечта! Я с надеждой и нетерпением жду дня, когда мне будет дана возможность приехать в Армению и выступить с концертами на земле моих предков.
Сурен АРАМЯН, "Собеседник Армении"