27 октября 1916 года, в разгар Первой мировой, в Лондоне на основе трехстороннего соглашения было принято решение о создании Армянского легиона в составе французской армии для участия в боевых действиях на сирийско-палестинском фронте против Турции. Инициатором этого проекта был Погос Нубар Паша - политический деятель Египта армянского происхождения, возглавлявший Армянскую национальную делегацию и активный член различных организаций по решению Армянского вопроса. В договоре Сайкса-Пико отмечалось: «Армянские добровольцы не должны воевать ни во Франции, ни на других европейских фронтах, а только и только в Азиатской Турции, чтобы сражаясь против своего векового врага, освободить родную землю». В числе легионеров были офицеры - Джим Чангалян, Гайк Азатян, Тигран Бояджян, Рубен Герян, Ваан Чуренц, вардапет Вагаршак Аршакуни, викарий Джон Шишманян. В Армянском Легионе к армянским батальонам были приданы формирования состоящие из греков, ассирийцев и арабов-христиан.
.
«23 августа мы оставили Египет и с 70 фунтовой нагрузкой на спине начали путь к турецким позициям, встретившись лицом к лицу с врагом. Мы полностью уничтожили первую линию, и нам потребовалось всего семь дней, чтобы дойти до второй лини и уничтожить ее».
Легионер Ованес Гарабедян
.
«Жара была невыносимой, мне казалось, что моя кожа плавится. Каждый армянский легионер носил на спине сумку весом в 70-80 фунтов. Только офицеры были на лошадях, инвалидов провозили на верблюде, как и дополнительное снаряжение и боеприпасы. Вода была роскошью, иногда мы не пили два, три дня. Но, мы переносили все тяготы, ведь мы шли на войну за свою страну, ради ее свободы каждый из нас был готов отдать все, включая жизнь».
Легионер Арам Овсепян
.
«Это было вечером в окопах. Завтра нам предстояла битва. Эта была самая длинная ночь в моей жизни. Мы говорили о том, что нас ждет, представляли себе Киликию и ее красоты. И только образ родины был в наших сердцах, этот образ не давал нам спать, он призывал нас к борьбе».
Легионер Шарам Степанян
.
«Мы двигались в направлении Дейр-Аль Баута, именно там мы вновь столкнулись с турками. Не слушая команду офицеров, мы пошли в атаку, наши греческие братья с фланга начали обстреливать турецкие позиции из пулеметов. Может это было чудо, но в этой битве мы не потеряли ни одного человека, лишь Сасун был ранен в плечо. Дальше наш легион начал двигаться в сторону Арара».
Легионер Манук Багдасарян
.
[gallery link="file" order="DESC" orderby="title"]
К 9 декабря 1917 года подразделения Армянского легиона сокрушительным ударом выбили турецкую группировку из Иерусалима, и на протяжении месяца бойцы легиона контролировал всю Палестину. Армяне внесли серьезный вклад в победу над германо-турецкими силами на неприступных высотах Арара в Палестине. 18 сентября 1918 года, у высоты Рафат-Арара, без артиллерийской подготовки батальону Армянского легиона с минимальными потерями удалось сломить упорное сопротивление частей турецкой армии. Командующий сирийским фронтом, английский генерал Эдвард Алленби в своей поздравительной телеграмме, направленной 25 сентября 1918 года армянским национальным организациям писал: "...Горд сообщить, что ваши соотечественники приняли действенное участие в наших боях и победе". Однако 20 октября 1921 года франко-кемалистским договором Франция официально закрепила свое отступление, оставив Киликию под турецким владычеством.
.
Материал подготовил: Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas