Интервью агентства АрмИнфо руководителя Республиканского Института Грузии, политолога Ивлиана Хаиндрава
Г-н Хаиндрава, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в настоящее время в армяно-грузинских отношениях с учетом последних заявлений глав МИД Грузии и Патриарха Илии Второго?
Отношусь спокойно. Церковь не решает политические вопросы в светских государствах, и мнение Патриарха (если таковое, кстати, вообще было выражено), не может оказать влияния на ход процесса вокруг Нагорного Карабаха. Высказываение же Министра иностранных дел Грузии в ходе ее выступления в Европейском клубе при Парламенте Литвы, по имеющейся у меня информации, не вышло за рамки стандартной дипломатической лексики.
Отражают ли эти заявления объективную ситуацию в армяно-грузинских отношениях или же являются плодом фантазии СМИ, как это представляется официально?
Приход к власти в Грузии новой политической силы вызвал определенную нервозность как внутри страны, так и среди ее соседей и партнеров. Это объяснимо, ибо лично премьер Иванишвили и правящая многопартийная Коалиция воспринимаются многими как «темная лошадка», в отношении истинных внутри- и внешнеполитических намерениий которой пока существуют разные мнения. Есть, однако, все основания полагать, что внешнеполитический курс Грузии не претерпит кардинальных изменений, а евроатлантическая интеграция приобретет новый импульс. Грузия и Армения, в любом случае, просто «обречены» на то, чтобы развивать и углублять свои взаимоотношения, хотя ни для кого не составляет секрета, что по некоторым вопросам их позиции расходятся, что и находит свое отражение при голосовании, например, в ООН и других международных организациях. Однако, политические элиты уже давно не драматизируют данное обстоятельство, и правильно делают. Кстати, армянский бизнес, простые граждане Армении во все возрастающем количестве непосредственно контактируют с Грузией, что свидетельствует о том, что чувствуют они себя у нас вполне комфортно.
Может ли сложившаяся ситуация отразиться на визите премьера Грузии в Армению?
Предстоящий визит премьер-министра Грузии в Армению – в числе самых первых его зарубежных визитов – как раз и является подтверждением того, о чем я говорил при ответе на предыдущий вопрос. Противники (умышленные, или невольные) дальнейшего развития грузино-армянских отношений, к сожалению, есть не только за пределами, но и внутри наших государств. Но они, как я уже отметил, не делают погоду, а мелкие пакости не способны подорвать основы большой политики.
На какие на Ваш взгляд основные вопросы будет поставлен акцент в ходе начавшегося сегодня визита Иванишвили в Армению?
В первую очередь это будет личное знакомство нового руководителя Грузии с армянскими коллегами, что всегда необходимо и важно с точки зрения установления режима взаимного доверия на годы вперед. Думаю, что лидеры-прагматики без проблем найдут общий язык. Как обычно бывает в таких случаях, «пройдутся» по всем вопросам, представляющим взаимный интерес, обозначат (или подтвердят) линии совпадающих интересов. Надеюсь, будет уделено должное внимание вопросам касательно продвижения обеих стран к соглашению о свободной торговле с Европейским Союзом, над чем работают как в Тбилиси, так и в Ереване. В этом контексте у нас отнюдь не осталось незамеченным недавно вступившее в силу решение Армении об одностороннем отмене визового режима со странами ЕС, после чего Грузия и Армения образовали как бы единое безвизовое пространство для европейцев.
В своем последнем интервью второй президент Армении Роберт Кочарян заявил, что на экономическую ситуацию Армении позитивно отразится открытие Абхазской железной дороги, что может стать реальностью при новых властях Грузии, как Вы оцениваете подобную возможность?
Со стороны новых грузинских властей была проявлена такая инициатива, за которой просматривается и соответствующая политическая воля, и готовность к обсуждению практических аспектов проблемы. Однако, точно так же, как полноценная дорога подразумевает двухстороннее движение, так и политические решения, которые призваны обеспечить открытие дороги, должны быть двух, а в данном случае – даже многосторонними. Власти в Сухуми как-то уж очень «реактивно» отвергли предложение Тбилиси, Москва прореагировала невразумительно, а Баку и вовсе – излишне нервозно. Понятно, что в существующих реалиях Грузия не может в одностороннем порядке открыть сквозное движение через Абхазию (очевидно выгодное для Армении), но этот вопрос рано или поздно вернется в региональную повестку дня.
Как на Ваш взгляд, почему среди остальных политзаключенных, попавших под амнистию, не было имени Ваагна Чахаляна? Как вы думаете, будет ли он амнистирован в ближайшее время?
Ваагн Чахалян не был включен в список политзаключенных соответствующей комиссией, на что, видимо, у нее были основания. А вопрос о возможности его досрочного освобождения следует адресовать соответствующим инстанциям.
www.arminfo.info