По некоторым данным, численность армянской общины в Сирии составляет около 100 тыс. человек. Армяне главным образом проживают в Алеппо, Дамаске, Джезире, Латакии и Кесабе. С 2011 года эти города и особенно Алеппо стали ареной ожесточенных боев между правительственными войсками и так называемой Свободной армией Сирии. В результате около 6000 наших соотечественников нашли убежище в Армении. По данным отдела виз и паспортов Полиции Армении, 3500 армян обратились для получения гражданства в первой половине прошлого года.
Жаклин АКОБЯН со своей дочерью Алин приехала в Ереван летом прошлого года и снимает квартиру в центре города. На днях корр. "ГА" побывал у них в гостях.
Адское пекло
- Я родилась в Алеппо, - начала свой рассказ Жаклин. - Но мои предки, как и предки моего супруга, выходцы из Айнтапа и Сасуна. Сирия оказалась одной из тех стран, которая приютила беженцев, спасавшихся от Геноцида 1915 года. Помню рассказы моей бабушки о той трагической поре. Мы очень благодарны Сирии, которая стала нам второй родиной. До войны мы жили неплохо, не было и речи о какой-либо дискриминации.
КАК ИЗВЕСТНО, ТОЛЬКО В АЛЕППО ДЕЙСТВОВАЛО 10 АРМЯНСКИХ ЦЕРКВЕЙ, и правительство этой страны бережно относилось к историческим памятникам армян. Не говоря о самом Алеппо - сказочно красивом и удивительно самобытном городе, где армяне и арабы жили очень дружно и сплоченно. Все изменилось с началом войны, когда в одночасье многие наши соотечественники решили покинуть это адское пекло.
- Хочу сказать несколько слов о нашем президенте Башаре Асаде, - продолжает Жаклин. - Он с необыкновенной теплотой относится к армянам и делает все возможное, чтобы мы жили хорошо. С началом боевых действий я решила, что вместе с дочерью покину Сирию, оставаться там было опасно. Но многие мои знакомые решили ни при каких условиях не покидать родной дом. Человек я далекий от политики, но знаю одно - если в Сирии поменяется власть, лучше мы жить не будем, а может быть, станет гораздо хуже. В те трудные дни армянское правительство организовало дополнительные рейсы из Алеппо. Так что проблем практически не возникло.
В Ереване нам комфортно и уютно
В первый раз Жаклин со своим супругом посетили Армению в 2006 году.
- Я СМОТРЕЛА МНОГО ТЕЛЕПЕРЕДАЧ О СОВРЕМЕННОЙ АРМЕНИИ, - продолжает Жаклин. - Тогда мы много путешествовали, побывали в Эчмиадзине, Севане, Гюмри, Капане. Армения - сказочная страна, удивительная и гостеприимная. Так и должно было быть. Но тогда я еще не знала, что мне придется переехать сюда, думала, что каждый год буду приезжать на несколько месяцев. К сожалению, после смерти супруга это стало невозможно. Конечно, я и моя дочь чувствуем себя здесь очень комфортно, уютно и безопасно. Сегодня мы живем в центре города, нанимаем квартиру. Но не все сирийские армяне могут себе это позволить. Многие мои знакомые и друзья остались в этом аду, потому что у них нет средств, а некоторые просто не хотят покидать родные очаги.
По словам Жаклин Акобян, Сирия дала возможность сохранить армянскую идентичность, развивать культуру и язык, свободно исповедовать свою веру. Что будет дальше - сказать трудно. Ситуация меняется с каждым часом. В Сирии действовали три армянские общины, и они сыграли значительную роль в создании и сохранении армянских духовных и материальных ценностей. А сегодня мы все обеспокоены этой, на мой взгляд, бессмысленной войной.
Основная проблема - работа
По словам Жаклин, те из ее знакомых, которые приехали в Армению, обеспокоены лишь одним - отсутствием работы.
- МЫ ВСЕ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНЫ ПРЕЗИДЕНТУ СЕРЖУ САРГСЯНУ и правительству Армении, которые протянули нам руку помощи в трудный момент, - говорит Жаклин. - Я понимаю, сегодня найти работу в Армении трудно, но если я и моя дочь ее найдем, то останемся навсегда. Я уже не хочу возвращаться в Сирию, тем более когда неизвестно, что будет с этой замечательной страной в будущем.
Алин во время нашего разговора молчала, не хотела принимать в нем участие. А потом неожиданно заулыбалась: "Армяне и сирийцы - народы, всегда жившие в согласии, понимающие друг друга. Эта земля стала для меня родной, и мне очень трудно было покинуть ее. Но что поделаешь, жизнь иногда преподносит и такие неприятные сюрпризы. Возвращаться в Алеппо я не хочу. Сейчас изучаю русский язык понемногу, стала понимать и восточно-армянский, у меня в Ереване появились друзья, которые мне очень помогают в этом. Очень хочу найти работу, тогда мы с мамой купим здесь квартиру и останемся навсегда".
Тигран МИРЗОЯН, "Голос Армении"