В ноябре прошлого года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что в ближайшее время правительство рассмотрит вопрос о возможности отмены моратория на смертную казнь. С тех пор в стране не прекращаются жаркие дискуссии по данной теме. Как сообщают информационные агентства, за применение смертной казни в качестве высшей меры наказания выступают более 90% населения. Эксперты не исключают, что в ответ на отмену моратория последуют ответные санкции со стороны Совета Европы, который на протяжении многих лет ведет борьбу за отмену смертной казни в Турции. В свою очередь Евросоюз может полностью заморозить переговорный процесс о вступлении Турции, ввести экономические санкции, что скажется на кредитном рейтинге Турции и приведет к утечке западных капиталов.
Массовая акция в поддержку смертной казни прошла на минувшей неделе в стенах Стамбульского технического вуза. Будущие архитекторы, инженеры, строители уверены, что введение смертной казни приведет к порядку на местах и отвадит желающих выступать против турецкого народа. Газета "Радикал" публикует репортаж о митинге. Студент третьего курса экономического факультета, двадцатилетний Эрдал из провинции Конья считает, что "во многих цивилизованных странах применяется это наказание. Ни США, ни Китай, ни Япония не собираются отказываться от смертной казни", - говорит он. Девятнадцатилетняя студентка архитектурного факультета Айше держит плакат с изображением Брейвика и надписью "Символ беспомощной Европы". "В Европе гораздо мягче наказания и сроки, - продолжает она. - Брейвик, убивший более семидесяти человек, получил всего лишь 21 год тюремного наказания, которое он будет отбывать в комфортных условиях".
Многие турецкие эксперты считают, что отмена моратория на смертную казнь значительно улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и станет действенным ресурсом борьбы против терроризма. "Население разобщено, деморализовано, находится в упадке, - пишет популярная газета "Хюрриет", - каждый день приходят печальные известия о новых жертвах среди военных, которые ведут многолетнюю борьбу против курдских сепаратистов на юго-востоке Турции. Вдовы военных требуют мести, дети оплакивают погибших отцов. Правительство бездействует, в тюрьмах преступники поедают бесплатные харчи, которые оплачивают турецкие налогоплательщики. Тем временем, растет количество терактов, которые организует запрещенная в Турции Курдская рабочая партия".
Очевидно, что в случае отказа от моратория пройдет серия показательных судебных процессов и будут пересмотрены сроки наказания для многих политических заключенных. В тюрьме на острове Имралы вот уже который год отбывает пожизненное наказание главный заключенный Турции, лидер Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан, захваченный в 1999 году турецкими военными и приговоренный к смертной казни, которую потом заменили на пожизненное заключение. Находясь в заключении, Оджалан по-прежнему руководит курдским подпольем, и власти не могут ничего с этим поделать. "Живой Оджалан гораздо более опаснее, чем мертвый, - говорит независимый журналист Айхан Айраклы, который вот уже много лет освящает политическую ситуацию на юго-востоке Турции в турецких изданиях. - Оджалана используют в качестве красной тряпки для быка недовольные политической системой курды. То и дело на юго-востоке страны, где проживает в основном курдское население, вспыхивают многотысячные акции протеста". Под лозунгом освобождения Абдуллы Оджалана проходит едва ли не каждый второй митинг. Регулярно публикуются "письма из подполья", в которых он, или лица, которые пользуются его именем, призывают к борьбе с "тиранической властью". Не так давно в турецких тюрьмах объявили голодовку более шестисот курдов, многие из которых были приговорены к длительным или пожизненным срокам. Заключенные потребовали освободить Оджалана и отказывались от пищи. Голодовка продолжалась более двух месяцев, участники акции пили только подсоленную или сладкую воду.
Не так давно американский журналист и писатель Джон Грей (Jon Gray), описывая регресс современного общества, заявил, что либералы пребывают в ужасе от того, какое большое количество людей в мире поддерживают авторитарные режимы. По мнению автора, рост авторитарных режимов - это не вопрос личности того или иного политического лидера, а, скорее, результат истории демократии в обществе. Турецкая республика возникла на обломках Османской империи. Демократию принесли на штыках военные во главе с Кемалем Ататюрком, создателем современной Турции. До недавнего времени военные были неприкасаемой кастой и фактически контролировали всю политическую жизнь страны. В застенках находились около миллиона политических заключенных. Нравы турецких тюрем показаны в фильме Алана Паркера и Оливера Стоуна "Полуночный экспресс", вышедший на экраны более тридцати лет назад. В фильме рассказывается о судьбе молодого американца, попавшего за транспортировку наркотиков в тюрьму Силиври в ближайшем стамбульском пригороде.
После того, как Турция подала заявку о вступлении в Европейский союз, положение с пенитенциарными заведениями стало меняться. По требованию ЕС, в 2004 году турецкие власти отменили смертную казнь. Правительство внесло соответствующую поправку к Конституции, подписав ряд международных соглашений, в частности, Европейскую конвенцию о правах человека, в которой говорилось, что высшая мера наказания может быть применена только в случае войны или в условиях военного положения. Как показали опросы общественного мнения, это решение поддерживало тогда большинство населения страны. Молодежь выходила на улицы, гуляла всю ночь, все были уверены, что вот вот наступит счастливое время слияния с Европой.
В двухтысячных годах на политической арене Турции появились "исламисты в европейских костюмах" (так, шутя, называют правящую партию "Справедливости и Развития", которая проповедует умеренно исламистские взгляды). Лидер партии, нынешний премьер министр Турции Реджеп Эрдоган заявляет, что страна стремится к сближению с Европой и развивает институты демократии. Однако прошло десять лет, ситуация изменилась в совсем иную сторону. Европа так и не приняла турок в свою семью. Турки разочаровались в Европе. От прежнего восхищения не осталось и следа. Правящая партия под руководством Эрдогана смотрит все больше на Ближний Восток и укрепляет свои связи со странами арабского мира. Сегодня популярны иные лозунги - о единой и сильной Турции, которая возродит силу, славу и былое величие Османской империи.
Мало кто сегодня в Турции думает о ценности человеческой жизни, не говоря уже о человеческих свободах. Оппозиционные СМИ называют страну "калекой демократии". Десятки журналистов отбывают в тюрьмах длительные сроки по обвинению в мифическом антиправительственном заговоре, сотни курдов, даже малолетние подростки, за связи с сепаратистами. По мнению оппозиционных изданий, смертная казнь может стать самым надежным способом избавиться от ненужных, неугодных и опасных для власти людей.
"Когда-то мы избавились от фески и чадры, назвав их пережитком прошлого строя, несколько лет назад все были воодушевлены и заражены оптимизмом, казалось, что Турция вступает в новую эру, в которой смертная казнь станет пережитком прошлого. Теперь получается, что мы возвращаемся в далекое прошлое. Не исключено, что очень скоро правительство вернет обратно старинные правила, обязанность носить исламскую чадру и длинные бороды". Эти строки нашли место в одной из последних статей известного турецкого журналиста, телеведущего Мехмета Али Биранда. Недавно его не стало. В Стамбуле тысячи людей проводили его в последний путь. Журналист был одним из тех, кто активно выступал против введения смертной казни, предупреждая власти о том, что эта мера все больше отдаляет страну от Европы. Еще одним голосом в защиту демократии в Турции стало меньше...
Тем временем, активисты Великой партии единства уже собрали более двух миллионов подписей среди граждан в поддержку инициатив, которые представлены на рассмотрение премьеру. Спикер парламента, лидер крайне правой Партии националистического движения Девлет Бахчели призвал правительство подготовить соответствующие законопроекты и обещал поддержку парламента.
Елена Алтынкум - обозреватель в Турции
ИА REGNUM