Национальная статистическая служба опубликовала свой ежегодный доклад «О наличии сельскохозяйственной техники и ее исправности». К разочарованию скептиков, ожидающих скромные цифры обеспеченности сельского хозяйства техникой, у нас картина в этой сфере иная.
На начало текущего года в сельском хозяйстве страны насчитывалось почти 14,7 тыс. тракторов, и более 15,2 тыс. грузовых автомобилей. На первый взгляд, для масштабов отрасли это неплохие цифры, ведь на каждый трактор приходится «лишь» 23 фермерских хозяйства.
Земельные участки в армянских селах в целом небольшие, составляя в среднем 1,2-1,4 гектара на фермерское хозяйство. Отсюда, на каждый трактор приходится около 30 гектаров обрабатываемой земли. Для справки: при интенсивной работе современный трактор может в сутки обработать многие десятки гектаров земли. Выходит, что наличного парка этой техники вполне достаточно для нужд сельского хозяйства республики.
Но в том то и дело, что в парке тракторов менее 5% могут считаться современными моделями. К тому же в исправном состоянии находятся лишь 80% наличных тракторов. Что и не удивительно, учитывая преклонный возраст большинства машин, эксплуатируемых еще с давних советских времен. Физически устаревшая техника все время ломается, в «исправном» же состоянии пожирает горюче-смазочные материалы в неимоверном количестве. В результате расходы на ее эксплуатацию возрастают.
Так что особо радоваться солидному парку тракторов не приходится. Возникает резонный вопрос: почему же техника не обновляется зримыми темпами? Тем более, что у нас, как известно, имеется даже собственное производство тракторов.
Но утверждения о «собственном» производстве «несколько» преувеличены. Во-первых, это, так сказать, не полноценный цикл производства, а простая сборка завезенных из Китая и Белоруссии комплектующих деталей трактора. Во-вторых, сам объем «производства» не ритмичный, и чисто символический, составляя несколько десятков штук в год. То есть капля в море. Причем часть продукции реализуется не на местном рынке, а экспортируется в соседнюю Грузию.
Объективно потребность в мини-тракторах в сельском хозяйстве стране имеется, причем громадная. Однако «потребность» тем и отличается от платежеспособного спроса, что она не всегда обеспечивается соответствующими денежными средствами. В состоянии ли средний фермер приобрести мини-трактор? Для справки: цена этих машин местной сборки колеблется от $8,5 тыс. аж до $22,0 тыс. за штуку, в зависимости от мощности мотора.
Между тем, по данным за прошлый год, объем валовой продукции сельского хозяйства в среднем на фермерское хозяйство составил чуть более 2,5 млн. драмов, или же $6,3 в эквиваленте. Уже сама по себе эта величина меньше минимальной цены мини-трактора местной сборки.
Ну, а если вычесть расходы фермерских хозяйств на производство продукции, то чистый доход их составляет мизерную сумму, хватающую только на поддержание нищенского уровня жизни. Причем дело не только в этих расходах. Учтем, что далеко не вся продукция фермерских хозяйств реализуется на товарном рынке.
По многим видам сельскохозяйственной продукции (зерно и бобовые, картофель, фрукты и др.) довольно-таки высока доля потребления внутри самих хозяйств. Иного и трудно было бы ожидать, при относительно небольших объемах производства продукции.
Причиной же создавшейся ситуации, помимо крохотного размера земельных участков фермерских хозяйств, является низкий уровень производительности труда. Который, в свою очередь, проистекает от устаревших технологий производства, и низкой степени механизации труда в хозяйствах.
В итоге среднее фермерское хозяйство не обеспечивает денежный доход, позволяющий приобрести нужную сельскохозяйственную технику. Причем, за последние годы доступность по цене этой самой техники, при всех прочих равных условиях, уменьшилась.
Так, если за период с 2000 года по 2012 год индекс цен реализованной сельскохозяйственной продукции возрос в 1,8 раза, то индекс цен на средства производства для отрасли увеличился почти в 2,1 раза. Проще говоря, при том же объеме производства продукции шансы фермера на приобретение техники за указанный период уменьшились.
Получается своего рода замкнутый круг: малый доход от хозяйства не позволяет приобрести дорогостоящую для рядового фермера технику, а отсутствие последней тормозит процесс расширения производства. Как же разорвать этот круг?!
Может, в этом вопросе фермерам помогут кредиты коммерческих банков? Однако кабальные условия этих кредитов приемлемы для быстро оборачивающегося торгового капитала, нежели для инерционного сельскохозяйственного производства. Известно, что немало фермеров буквально завязли в долгах коммерческим банкам, по наивности попользовавшись их «льготными» кредитами.
Имеется другой выход – восстановление машинно-тракторных станций (МТС). Об этом годами говорилось, однако ничего дельного не сделано до сих пор. Известен и печальный опыт, когда коллективный парк техники в одном из сел был попросту «приватизирован» и затем продан «налево» нечестным предпринимателем.
Однако есть и позитивный пример. В селе Арени местный винодел, по своей инициативе закупив партию бывших в эксплуатации японских мини-тракторов, предложил их фермерам по цене почти на уровне себестоимости, причем с условием оплаты стоимости за 2 года. Мотивы этой благотворительности простые – желание подправить дела своих односельчан.
К сожалению, наши предприниматели, из числа крупнейших, подобной филантропией отнюдь не намерены заниматься. Хотя, если прикинуть, подобные акции в их же собственных, то есть меркантильных, интересах. Имеется ведь такая вещь, как корпоративная ответственность бизнеса. Думается, если уж наши доморощенные набобы не додумались до этого, в этом им может «посодействовать» государство...
Альберт Хачатрян, Новости Армении - NEWS.am