Наш музыкальный мир замер в ожидании — на эту субботу намечена презентация сразу двух альбомов популярнейшей группы ArmeniaNavy Band. Коллектив был собран Арто Тунчбояджяном в 1998 году и с первого же дня и до дня сегодняшнего являет собой некий ArmeniaAll Stars. За 15 лет своего существования группа объездила весь мир, в 2004 г. ее альбом “Sound of Our Life” — Part I “Natural Seeds” занял четырнадцатую позицию в World Music Charts Europe среди 900 рассматривавшихся альбомов. А сам коллектив в том же году, по мнению Ассоциации журналистов мира, пишущих о традиционной фолк-музыке и ее современном ответвлении, стал лучшим среди исполнителей этого жанра, обогнав таких музыкантов, как Рай Кудер, Пако де Люсия и др. Наконец, в 2006-м группа ArmeniaNavy Band выиграла Приз зрительских симпатий на конкурсе европейских групп, играющих world music (организатор конкурса — престижнейшая британская радиокорпорация ВВС). Ну, и сам Арто Тунчбояджян — это звезда мировой величины. Об этом уже много раз и во многих изданиях писалось. Не будем повторяться.
Так вот, группа приготовила прекрасный подарок своим поклонникам — сразу два альбома, “Simple Like Water, Deep Like Water” и вторую часть альбома “Sound of Our Life”. К сожалению, я не имею права рассказывать и представлять альбомы до их официального релиза и презентации. Поэтому ограничусь лишь краткой характеристикой. Если первый из названных по большей части содержит вокальные композиции в фирменном стиле Тунчбояджяна, то второй практически полностью представляет инструментальный материал. Жанр обоих альбомов, как всегда у ANB, трудно определить — этно, джаз, рок, чего только тут нет. Нет сомнения, что эти два альбома станут такими же популярными, как и все 5 предыдущих.
Событие это послужило поводом для разговора с менеджером группы Джоном Григоряном — на тему закулисной жизни группы. Только не подумайте, что разговор шел о личной жизни музыкантов или о каких-либо скандалах, которые так любят смаковать таблоиды. Речь об организации жизни и работы группы и музыкантов.
— Музыкантов, артистов поклонники знают в лицо. А вот менеджер практически всегда остается в тени. Как становятся менеджерами, кто они, чем занимаются? Расскажешь на своем примере?
— В первый раз я услышал группу ANB, когда только приехал из Москвы, где я учился. Друзья пригласили в клуб «Авангард-фолк», где базировался тогда коллектив. То, что я услышал тогда, поразило меня до глубины души. Я стал посещать все их концерты, познакомился с музыкантами, а потом и с самим Арто Тунчбояджяном. И вот однажды, когда мы с ним обсуждали, так сказать, бытовую сторону деятельности группы, он предложил мне заняться ее администрированием. С тех пор я вместе с Артаком Геворкяном работаю с группой, занимаюсь организацией их концертов, местных и выездных, записью альбомов и их реализацией, вопросами пиара коллектива.
— Когда разговариваешь с нашими организаторами концертов и различных шоу-проектов, они сетуют на невозможность полноценной организации работы из-за отсутствия средств. И это менеджеры солистов или небольших групп. У тебя же на попечении крупный по понятиям шоу-бизнеса состав — 13 человек на сцене, один из которых — звезда мирового масштаба. Как это тебе удается?
— На самом деле эти разговоры были актуальны на первых порах, но сегодня ситуация сильно изменилась. Начнем с того, что процесс продвижения исполнителей протекает сейчас гораздо легче. Если раньше рекламу нужно было заказывать прессе, радио и телевидению за большие деньги, то сейчас, с развитием новейших информационных технологий, все это стало гораздо легче и часто не стоит ничего. Интернет-сайты, YouTube, Facebook, Twitter, MySpace и другие подобные средства обмена и распространения информации делают ту же рекламу какого-либо события гораздо быстрее и эффективнее, чем любой журнал или газета. Если люди уже революции в странах совершают при помощи Facebook-а, то прорекламировать концерт или новый альбом совсем уж просто. И запись альбомов сегодня довольно-таки простое с технической стороны дело. Если раньше в Ереване была парочка студий, то сейчас их с десяток. И, конечно, качество оборудования стало гораздо выше, а цены ниже. Во-вторых, если у тебя есть группа музыкантов, способных постоянно выдавать что-то новое и интересное, захватывать и поражать воображение любителей музыки с первых же звуков, то надо быть просто глупцом и совсем уж неумехой, чтобы не суметь протолкнуть выработанный ими товар. А то, что наш товар стоит уплаченной за него цены, говорят постоянно забитые под завязку залы в Армении, СНГ и Европе.
— Ну, хорошо, это, так сказать, теоретическая сторона вопроса. А давай поговорим о практике, о прозе жизни. Зная покупательную способность нашего населения, я не уверен, что участники группы даже при всей привлекательности их музыки могут набрать нужное количество слушателей.
— Сегодня разве что суперзвезды шоу-бизнеса могут собирать большие залы или даже стадионы. Все остальные, и в особенности джазовые музыканты, зарабатывают себе на жизнь тем, что играют практически всюду, куда их пригласят,— от солидных залов до клубов и корпоративов. Не скрою, мы не исключение. Но музыканты музыкантам рознь. И если приглашения на выступления кому-то поступают раз в год, то ArmeniaNavy Band постоянно и везде желанный гость, так что на жизнь мы пока не жалуемся.
— Сегодня все пророчат смерть лазерным дискам как аудионосителям. Говорят, молодежь предпочитает скачивать музыку, как, впрочем, и кино, из Интернета...
— Все это правда. Но настоящие любители музыки все же предпочитают слушать музыку с твердых носителей — CD, DVD. Поэтому мы вначале думали выпустить новые альбомы в цифровой версии, но в последний момент передумали и решили сделать это на механических носителях, чтобы не отсекать довольно большой сегмент слушателей и потенциальных покупателей. А вообще наши диски хорошо продаются и в Армении, и за рубежом, во время концертов. Жаль только, что у нас не действует система выплат за использование фонограмм. Скажем, крутят нашу композицию по радио — нам должны выплачивать пусть мизерный, но процент. Клип по ТВ — то же самое. Ведь на Западе так и делается, и очень многие музыканты живут за счет этих выплат.
— Вернемся к организации концертов или фестивалей. Почему в соседних республиках, я уже не говорю о России, регулярно проводятся фестивали, организуются гастроли суперзвезд, а у нас за все годы независимости было всего три фестиваля?
— Для этого нужна целенаправленная политика. Должны быть вовлечены государственные организации, привлечены спонсоры. У нас сейчас, к счастью, уже есть серьезные фирмы и компании, которым под силу финансировать крупные мероприятия. Просто с ними надо работать, надо их убеждать в том, что такие концерты, причем регулярные, очень выгодны для их же имиджа. Ведь именно так и происходит во всем мире. Ни один фестиваль не обходится без спонсорской помощи. Это просто невозможно. Так что тут надо не комплексовать, а работать.
— Я знаю, что есть еще одна группа, которой ты занимаешься...
— Да, это PENMEN. Но это совсем другая история. Это, можно сказать, реализованная мечта детства. PENMEN — это группа единомышленников, которых я собрал, чтобы воплотить в жизнь свои давние музыкальные мечты. Она не преследует коммерческих целей. Это было просто желание доказать самим себе, что мы можем сделать то, что хотим. И мы это сделали. Записали прекрасный альбом, дали несколько концертов, которые прошли при полном аншлаге. Готовимся записать новый альбом. Так что мечты, как видишь, сбываются — было бы желание...
— Ну, и последний вопрос. Каковы ожидания в связи с новыми альбомами?
— Музыкальный материал был записан достаточно давно — в 2007 и 2008 годах. Но все эти по техническим причинам лежали на полке. И вот, наконец, благодаря компании D-SVOTA Music и ее директору Артаку Геворкяну альбомы увидели свет. Я уверен, что они понравятся армянскому слушателю и, думаю, зарубежному тоже. На этих альбомах есть несколько композиций, которые уже давно стали популярными, теперь вот у поклонников группы появилась возможность услышать их в студийной версии.
Сурен АРАМЯН, "Собеседник Армении"