Лидер курдских сепаратистов Абдулла Оджалан, отбывающий пожизненное заключение в Турции, призвал возглавляемую им Рабочую партию Курдистана (РПК) прекратить противостояние турецким властям. Об этом отмечает Евгений Сатановский («Невское время», Санкт-Петербург ).
Главная причина того, что Абдулла Оджалан обратился с воззванием к своим соратникам, – инициатива премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вступить с ним в прямые переговоры. Оджалан отбывает пожизненное заключение и, как любой человек в его положении, мечтает выйти на свободу. Когда на него выходит лидер страны, в которой он, собственно, и сидит, то такой узник обратится к кому угодно. Если бы не активность Эрдогана, то не было бы никакого обращения к курдам.
Какие мотивы были у Эрдогана? Премьер Турции крайне заинтересован в том, чтобы над ним перестала нависать «курдская угроза», ставшая для страны смертельно опасной. Если развалится Сирия, то сирийский Курдистан может стать отдельным территориально-государственным образованием – таким же, каким стал Курдистан иракский. В этом случае турецкая армия может просто не удержать регион Восточной Анатолии.
Даже несмотря на то что там относительно небольшое количество активных боевиков РПК, местное население поддерживает их истово. И турецкие официальные лица передвигаются по курдским провинциям исключительно днём и в сопровождении военных конвоев. В последние годы турецкий флаг перестал развеваться над муниципалитетом в Диярб-Бакыре, и это весьма символично.
В условиях, когда балансирующий на грани режим Асада в любой момент может рухнуть, турецкие власти понимают, что для них это будет пиррова победа. Ведь самой активной частью курдов всегда были именно сирийские курды – они всегда стояли во главе РПК, были наиболее опасными боевиками в самой Турции. Неизвестно, как отнесутся к призыву Оджалана сирийские курды, но для Анкары лучше, если они будут терпимо настроены по отношению к туркам.
Поэтому Эрдоган и решил срочно нормализовать отношения с курдами. Если ситуация будет развиваться по благоприятному сценарию, то из турецких тюрем выпустят часть боевиков РПК, проведут широкую амнистию и попробуют провести в курдских провинциях «культурную либерализацию». Не исключено, что в итоге курды даже смогут добиться от Анкары создания национально-культурной автономии. А Оджалан в данной ситуации – самая подходящая фигура, чтобы выступить «рупором примирения» между Анкарой и курдами.
Оджалан известен своей непримиримостью в борьбе за права курдов, и он сидит в турецкой тюрьме. Его нынешнее положение проще всего сравнить с ситуацией, в которой оказался борец против апартеида Нельсон Мандела в конце 1980-х. Для курдов он – именно такая сакральная фигура, каким был Мандела для чёрных в ЮАР. Каковы шансы, что в Турции начнётся национальное примирение между курдами и турками? Примерно такие же, как на то, что, выйдя на улицу, вы встретите там динозавра, – 50 на 50: либо встретите, либо нет.
Войне между курдами и турками десятки лет, в ней погибли более 40 тысяч человек, в Курдистане масса различных групп и группировок, в том числе – непримиримых. Если сравнивать с Палестиной, находящейся у курдов перед глазами, то та потерпела полный провал – в Палестине не нашлось лидера, который в обмен на всё, что им предоставили израильтяне, оказался бы готов остановить террор. Другой пример: чеченская ситуация – это история успеха. У чеченцев нашёлся Рамзан Кадыров, который в обмен на льготы со стороны федерального центра смог остановить террор в отношении России. А вот кем станет Оджалан для курдов – Арафатом или Кадыровым, – мы увидим в ближайшее время.
Конечно, турецкие курды видят и ситуацию в Северном Ираке, где иракские курды под патронажем американцев взяли власть в нескольких провинциях. Но тут надо учесть, что боевые отряды иракских курдов – пешмерга – гораздо лучше подготовлены, чем иракская армия и полиция. Ближний Восток – это регион, где вы можете что-то получить, только захватив это силой, просто так вам никто ничего не даст. В целом обращение Оджалана и начавшееся примирение – это прорыв. Но куда этот прорыв приведёт – большой вопрос. Перестройка в СССР тоже была прорывом, но в итоге привела к развалу страны.
Эрдоган сейчас очень сильно рискует, он решился на шаги, крайне непопулярные и в турецком обществе, и в армии. Не ясно и то, будет ли призыв Оджалана услышан всеми курдами и остановит ли он террористическую войну. Это всего лишь первый шаг, способный привести как к примирению двух народов, так и к эскалации напряжённости. Но другого пути у премьера Турции нет – он вынужден рисковать.
www.armtoday.info