Великобритания ждёт новых терактов. Спецслужбы связывают это с возвращением из Сирии боевиков с британскими паспортами, воюющих на стороне оппозиции, отмечает радиостанция «Голос России».
Доклад с предупреждением о возможности терактов был представлен британским МВД парламенту страны. Речь, собственно, не только о Туманном Альбионе. С усилением угрозы внутреннего терроризма в ближайшее время столкнётся Европа в целом, а также США.
Газета The Times со ссылкой на британских силовиков сообщает, что в вооруженном конфликте в Сирии на стороне антиправительственных сил в настоящее время участвуют до 100 британских подданных. Большинство этих лиц являются активными членами "Джебхат ан-Нусра" - одной из самых активных группировок, участвующих в вооружённой борьбе с режимом Асада.
На стороне сирийских террористов замечены, кроме того, 50-80 французских граждан. Некоторые из них пополнили ряды исламистов в Мали, где французские войска возглавляют международную антитеррористическую операцию. Париж полагает, что обратный поток радикалов уже пошёл.
Но вернёмся в Лондон. По данным The Times, многие из местных джихадистов являются выходцами из Азии, недавно принявшими ислам, а также иммигрантами из Северной Африки. По большей части они отправились в Сирию сразу же после начала вооруженного противостояния между правительственными силами и повстанцами. В то же время некоторым удалось попасть в республику лишь совсем недавно.
Правительство Соединенного Королевства усилило контроль в аэропортах и максимально тщательно проверяет потенциальных участников "джихад-туризма". В результате за последние месяцы правоохранительными органами Королевства были арестованы восемь человек, которые якобы собирались лететь в Сирию для участия в боевых действиях или пытались создать сеть по подготовке добровольцев.
"Силовые структуры очень внимательно следят за развитием ситуации и стараются пресекать любую экстремистскую активность на этом направлении", - сообщил The Times глава правительственного отдела по проблемам безопасности и борьбе с терроризмом Чарльз Фарр. В то же время он признал серьёзность проблемы. Поскольку одними арестами или слежкой ситуацию не разрулить.
Как сказано в одном старом анекдоте, "может быть, что-то в консерватории подправить?" Применительно к этому случаю – не в консерватории, а в британской внешней политике на сирийском направлении, idйe fixe которой является свержение Асада во что бы то ни стало, без оглядки на здравый смысл. Впрочем, здесь можно допустить даже коллективное помешательство, поскольку демонтаж нынешнего сирийского режима поставлен во главу угла политики целой коалиции во главе с США.
Дело, конечно, не в том, хорош Асад или плох. Это вопрос десятый. Но его светский режим противостоял исламистской радикализации целого региона. А теперь сторонники силового смещения сирийского лидера на Западе по умолчанию вынуждены помогать исламским радикалам. А те вряд ли остановятся на Сирии. Можно быть уверенным, что ещё сильнее Асада исламисты ненавидят западных спонсоров, так недальновидно снабжающих их всем необходимым.
Очень странно, что британцы, так трепетно относящиеся к своей собственной безопасности, в этом случае не видят дальше собственного носа, не хотят замечать очевидного. Говорит главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко:
"Безусловно, Великобритания и Лондон очень удобны для терактов. Это крупнейший мегаполис мира. Там сосредоточен огромный финансовый потенциал. Наконец, это резонансность событий. Потому что любой террорист мыслит в категориях последующего политического резонанса.
Существует также подготовленная инфраструктура. Не будем забывать, что в Лондоне очень велика прослойка выходцев из мусульманских государств. Они либо уже являются гражданами Соединённого Королевства, либо имеют вид на жительство. То есть создана соответствующая социальная среда. Ну а там, где среда, там есть и исламистские ячейки. То есть оптимальные условия, чтобы насести удар в "сердце Европы".
Сценарий вполне реальный. Он может стать прологом к будущим масштабным террористическим акциям. "Не существует каких-то рецептов, которые на 100% гарантировали бы отсутствие терактов. В принципе, нужны специальные оперативные учёты лиц, подозреваемых в причастности к террористическим группировкам. Эту информацию добывают спецслужбы, в основном, агентурным путём.
Здесь необходимо объединение усилий всех стран, для того чтобы блокировать возможные вылазки исламских экстремистов. Но если теракты произойдут, англичане будут пожинать плоды своей неразумной политики по поддержке сирийских мятежников, большинство из которых прямые последователи "Аль-Каиды".
Опасность, исходящую от возвращающихся из Сирии боевиков с европейскими паспортами, ощущает не только Великобритания, но и, к примеру, Нидерланды. В начале марта власти этой страны повысили уровень террористической угрозы до "значительного" как раз в этой связи. По мнению экспертов, в рядах сирийской оппозиции сегодня состоят около сотни европейских "джихад-туристов". Не исключено, что кто-то из них готовит теракт к 30 апреля, когда страна будет праздновать передачу престола от королевы Беатрикс ее сыну принцу Оранскому Виллему-Александру.
Британцы полагают, что по возвращении в Европу боевики могут организовать террористические акты, в частности с использованием биологического оружия. Также представители спецслужб не исключают атаки в "мумбайском стиле": в 2008 году этот индийский город подвергся масштабному нападению нескольких мобильных групп исламистов из организации "Деккан Муджахедин".
Вместе с тем не все эксперты придерживаются алармистских взглядов. Поскольку в таких странах, как Великобритания, Дания, Голландия, система предотвращения таких угроз налажена достаточно хорошо. И, хотя любое террористическое нападение может стать возможным из-за стечения обстоятельств, опыт последнего десятилетия показывает, что с этими рисками можно бороться. Так что угроза несколько преувеличена, полагает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
"Европейские страны уже давно выработали свои жёсткие нормативы по многоуровневой системе угроз. Другое дело, что подпольные террористические организации невозможно полностью проконтролировать. Теракты не исключены. Но какого-то массового всплеска, я думаю, не будет. Вообще же в мире есть такой интернационал "псов войны", которые воюют под зелёным знаменем за деньги. Им всё равно, где воевать: в Северной Африке, в Афганистане, на Северном Кавказе или в Европе. Им деньги платят – они эти деньги отрабатывают. Они рассматривают западноевропейские страны как те места, где можно укрываться и отсиживаться спокойно. А вовсе не места, где следует вести активные боевые действия".
С другой стороны, непохоже, чтобы исламистские радикалы в Европе так уж боялись местных спецслужб. Они постоянно мутят воду на континенте. А британское правительство ежегодно тратит миллионы долларов на дерадикализацию потенциальных террористов на своей территории.
В стране действует специальная программа "Канал" (Channel), при помощи которой власти выявляют и берут под опеку людей, которые придерживаются экстремистских взглядов или могут попасть под влияние радикалов. Участниками программы уже стали более полутысячи человек, среди них - немало детей школьного возраста.
По мнению экспертов, это не то чтобы мало. Это вообще не туда. Поскольку другой рукой британские власти фактически поощряют местный исламистский радикализм, закрывая глаза на подрывную деятельность террористических эмиссаров, ведущих пропагандистскую работу в мусульманской общине на островах.
Странная толерантность властей к собственным гражданам, публично поднимающих единоверцев на джихад, свойственна не только Британии. Подобное можно заметить в целом ряде европейских стран. Эксперты объясняют такую политическую близорукость постколониальными комплексами. Дескать, европейцы чувствуют вину перед своими бывшими колониями и позволяют выходцам оттуда больше чем надо было бы. А те, не будь дураками, пользуются закомплексованностью бывших метрополий: садятся на шею местному населению и с удовольствием пользуются "дармовыми" благами западной цивилизации, не забывая напоминать "неверным" о своём тяжёлом прошлом.
Говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
"Европа на протяжении десятилетий открывала свои двери для радикального ислама. После 11 сентября прошла серия терактов в Великобритании, во Франции, в Испании, Германии. В целом ряде европейских государств практически полностью исламская сфера захвачена ультрарадикалами: ХАМАС и Хезболла в Германии, различные группировки, близкие к "Аль-Каиде" в Британии, "Аль-Каида из исламского Магриба" во Франции, а также в иберийских государствах, в первую очередь в Испании. Это реальность!
Сотни и сотни тысяч человек из миллионов европейских мусульман являются сторонниками самых жёстких, самых радикальных исламских течений. И мы можем говорить о нескольких тысячах ультрарадикалов, близких к террористическим группировкам, в каждой из основных европейских стран. Это очень серьёзная угроза. Боевики, прошедшие свой цикл, оттягиваются на переподготовку, лечение, восстановление. И, в конце концов, порождают новые европейские террористические ячейки.
Нейтрализовать эту угрозу, безусловно, можно. Но необходимо полностью пересмотреть ту концепцию мультикультурализма, которая сегодня доминирует над здравым смыслом. Необходимо отказаться от системы "открытых дверей" в страны третьего мира. Необходим серьёзнейший контроль над религиозной сферой. Необходима высылка за пределы страны зафиксированных исламистов. Сегодняшняя политическая система Европы на это не способна".
Возможно, ничего трагического в результате не случится. Но не из-за того, что вернувшиеся в Европу боевики вдруг испытают приступ нежности к своей новой родине. Просто есть вероятность, что национальные спецслужбы сумеют сработать на опережение. И произойдёт это не благодаря, а вопреки политике Запада, упорно рубящего сук, на котором так удобно устроился "золотой миллиард" его граждан.
www.armtoday.info