До провозглашения независимости армянская авиация перевозила 3 млн. пассажиров ежегодно. Однако после обретения независимости «Звартноц» принимает и провожает 1,5 млн. пассажиров – половина приходится на компанию «Армавиа». Разве могла компания, имеющая такой поток пассажиров, начать процедуру банкротства?
О банкротстве. Законодательство Армении гласит: компания признается банкротом исключительно судом (судьей). А до этого необходимо обратиться в суд. Если факт неплатежеспособности очевиден, то в течение трех дней судья в одностороннем порядке принимает решение. Если есть необходимость расследования, то суд через 10 дней после получения заявления должен созвать заседание для оглашения решения.
Парадокс – «Армавиа» не обращалась в суд, однако она собственноручно признала себя банкротом. Обычная практика для этой компании, за которую она никогда не привлекалась к ответственности. К сожалению, законодательство не разъясняет, какая предусмотрена ответственность за грубое нарушение процедуры банкротства.
По какой причине «Армавиа» выбрала процедуру самобанкротства? Финансовые отчетности компании не опубликованы или же опубликованы в каком-нибудь малоизвестном печатном издании. Очевидно, что в последние три года компания осуществляла неудачные сделки. Во-первых, явно неудачным было приобретение самолета «Sukhoi Superjet 100» в 2011 году, на который компания потратила 24 млн. долларов (в основном за счет кредитов от российских банков) – он так и не сдан в эксплуатацию. Неудачной была также попытка «Армавиа» утвердиться в Словакии. В 2010 году «Армавиа» выразила желание приобрести обанкротившиеся «Slovakian Airways», однако по неизвестным причинам попытка завоевания словакского рынка не увенчалась успехом, а приобретенные два «Боинга» так и не обеспечили доходы.
Таким образом, имелась проблема менеджмента. Из-за принятых собственником «Армавиа» Михаилом Багдасаровым решений компания оказалась в тяжелом финансовом положении. Однако проблема не заключается только в Михаиле Багдасарове. Отношения Правительство -«Армавиа» далеко не идеальные. В сущности, Правительству так и не удалось разработать действенную программу для наведения порядка в сфере воздушного транспорта.
Например, при поддержке Азиатского банка развития была разработана стратегия развития транспорта аж до 2020 года, которой Правительству было предложено усилить другие, небольшие авиакомпании. Однако до сих пор зарегистрированные в Армении 10 авиакомпаний так и не смогли выйти из тени «Армавиа».
Заключенный между Правительством РА и «Армавиа» 10-летний договор, который истекает 22 апреля текущего года, по которому компания получила эксклюзивные привилегии, также не числится безупречным. Например, «Армавиа» обязали погасить долги ныне не существующих Армянских авиалиний» и обслуживать неприбыльные маршруты. Взамен «Армавиа» получила монопольный статус и право на установление высоких цен по другим маршрутам.
Кстати, такие необоснованные решения Правительства стали причиной для того, чтобы иностранные авиакомпании отказались заменить «Армавиа».
Таким образом, государственное регулирование сферы далеко от удовлетворительного, а стратегических программ развития не существует. Разорение «Армавиа» станет стимулом для того, чтобы другие авиакомпании смелее входили на армянский рынок. Особенно выиграют российские авиакомпании. Однако касательно ряда рейсов возникнут пробелы.
Самвел Авакян
NEWS.am