Две недели в столичном Музее современного искусства не убывал поток посетителей: открывшаяся здесь выставка графических работ одного из выдающихся художников прошлого столетия – Гарзу (Гарник Зулумян), привлекла внимание любителей изобразительного искусства разных поколений.
ВЫСТАВКА БЫЛА ОСОБЕННОЙ, СОТКАННОЙ ИЗ КАРТИН, ХРАНЯЩИХСЯ В ФОНДАХ ХУДОЖНИКА и лично подаренных им музею в разные годы. Всего в запасниках Музея современного искусства чуть больше 80 графических работ мастера и одно живописное полотно - знаменитая "Красная комната", открывающая постоянную экспозицию. На суд ереванцев и гостей столицы музейщики вынесли и 53 литографии. "Чтобы не очень загружать экспозицию и дать посетителям возможность спокойно насладиться волшебным творчеством Гарзу", - заметила в день открытия выставки директор музея Зара Айрумян.
Это уже вторая выставка, продолжившая удачный старт проекта "Из фондов Музея современного искусства", который был задуман для того, чтобы привлечь внимание широкой общественности как к самому музею, так и к его уникальной коллекции, десятилетиями хранящейся в запасниках и до недавних пор не имеющей возможности "выйти в свет". Первой ласточкой проекта была выставка работ другого знаменитого французского армянина - Жансема (Ованнес Семерджян), также имевшая большой успех у посетителей.
"Показ фондовых экспонатов – принятая в мире практика, к которой мы не прибегали до сих пор. Однако, отметив в прошлом году 40-летие музея, мы поняли, что многие наши постоянные визитеры нас подзабыли, иных нет в живых. Молодое поколение до недавнего времени даже не знало о существовании в стране подобного музея, где одно поколение художников-современников сменяется другим и где хранятся жемчужины изобразительного искусства не только отечественного, но и мирового значения, - говорит Зара Айрумян. – Правда, за последние два года молодежь потянулась в музеи. Думаю, во многом этому способствовала акция "Ночь в музеях", ставшая в Армении традиционной и позитивно сказавшаяся на эстетическом воспитании нового поколения. Появление в вузах новых факультетов – туризм, экскурсоведение, гостиничный бизнес и т.п., студенты которых проходят практику в музеях, тоже сделало свое дело. Все это побудило нас открыть для публики богатые запасники музея, явить зрителю множество достойнейших работ".
Большинство вошедших в нынешнюю экспозицию работ, которые впервые украсили выставочные стенды музея, открыли публике нового, прежде неизвестного Гарзу – мастера, в искусстве которого реальное сочетается с ирреальным, в искусно стилизованном мире которого мелькает сюрреалистическая краска, а за графикой-кардиограммой скрыты четко очерченные образы. Страсть к графическим линиям, вероятно, восходит к первой специальности Гарзу – архитектуре, которая так и не стала основным делом его жизни, но помогла "набить руку и наметать глаз", научила канонам и в то же время освободила его чувственный мир от стереотипов.
УРОЖЕНЕЦ АЛЕППО, ГАРНИК ЗУЛУМЯН ЕЩЕ ПОДРОСТКОМ переехал с родителями в Египет, а по окончании гимназии Галстян перебрался во Францию. Сочетая учебу в Парижской архитектурной школе с уроками в академии Гранд-Шомьер, он рано выбился в художники и уже в 18 лет получил первую премию на выставке французских живописцев. Обучаясь в нескольких художественных школах французской столицы, он не упускал возможности выставляться. Персональные выставки Гарника Зулумяна собирали посетителей во многих художественных салонах Парижа. А в 1939г. состоялась первая официальная выставка уже известного художника, на чьих картинах стояла подпись – "Жан Гарзу". Гарнику Зулумяну тогда было 32 года.
Художник, покоривший мир несравненным творческим почерком и оригинальным мировосприятием, сказавший свое новое и весомое слово в искусстве, прославился и как иллюстратор, оформивший книги великих писателей - Эрнеста Хемингуэя, Альбера Камю, многих французских писателей и поэтов ХХ века. Гарзу вывел на новый уровень книжную иллюстрацию и в то же время проявил себя как серьезный мастер и в других жанрах, в том числе живописном. Полотна художника изображены и на почтовых марках Франции. Гарзу также увлекался росписью по фарфору, гравюрой, оформлением сценических постановок. Он разработал дизайн интерьера теплохода "Франция", а в 81-летнем возрасте умудрился расписать в Маноске часовню площадью 600 кв. метров.
Его картины экспонировались в разных странах, они хранятся в более чем ста музеях мира, в том числе и в Армении, с которой он в течение всей жизни поддерживал тесные связи. Приезжая на историческую родину, он обязательно встречался с друзьями и коллегами, во Франции же не упускал возможности общаться с приезжавшими туда Аветиком Исаакяном, Эдгаром Шаином, Ервандом Кочаром. Гарзу любил Армению и посвятил ей немало картин. Мастер щедро дарил свои работы родине. Сегодня часть наследия Гарзу хранится в Национальной галерее, фондах Краеведческого музея Дилижана и, конечно, в Музее современного искусства Еревана.
"МЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ ЦИКЛ ТАКИХ ФОНДОВЫХ ВЫСТАВОК ТРАДИЦИЕЙ, - делится Зара Айрумян, - ибо все авторы, значащиеся в основной экспозиции, не менее богато представлены и в запасниках. Если удастся решить вопрос с новым помещением для нашего музея, который уже многие годы висит в воздухе, мы сможем представить богатый музейный фонд на должном уровне и стать конкурентоспособными в широком масштабе".
Действительно, условия Музея современного искусства оставляют желать лучшего: расположенный в растворе старого жилого здания музей имеет кучу бытовых проблем - неполадки с водостоком, канализацией и т.д. Основная экспозиция, а с ней и фонды все время находятся в зоне риска. Постоянно пополняющаяся коллекция музея вынуждает потесниться "старожилов". Еще с появлением восьмидесятников их предшественникам – художникам 60-х - пришлось уступить часть музейной жилплощади молодым. А сегодня целая армия новейших художников теснит восьмидесятников, претендуя на место в экспозиции.
"Как и прежде, художники преподносят свои работы в дар музею, однако из-за нехватки территории мы зачастую вынуждены годами хранить их картины, прежде чем удается выставить хоть их часть, - сетует Зара Айрумян. – Некоторые авторы уносят свои работы обратно – до лучших времен, когда в музее им найдется достойное место. Это означает, что мы упускаем возможность сохранить для потомков определенный период в истории отечественного изобразительного искусства. Надеемся, что выставки цикла "Из фондов Музея современного искусства" помогут нам обратить внимание и на насущные проблемы музея, ибо подобные экспозиции обязательно будут продолжены".
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"