“Олум” (“смерть”) – такое короткое, но максимально красноречивое послание появилось на домах в стамбульском квартале Мал-тепе. Правда, не на всех. А на тех, в которых проживают алавиты.
По сообщению турецкой газеты “Радикал”, такие угрожающие сообщения были обнаружены на дверях десяти домов.
Хоть Турция и старается предстать перед миром светским демократическим государством, приверженным мультикультурализму и толерантности, злобные инсинуации анархо-мусульманского пошиба там все же имеют место. На сей раз объектом нападок снова стали алавиты.
Приверженцы этого религиозного течения преследуются в Турции уже почти два столетия. Ортодоксальные сыны ислама их откровенно недолюбливают, считая, что те в своих взглядах и религиозной практике так далеко отошли от доминирующих исламских направлений, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию — смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. В свою очередь, алавиты в Турции дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, нередко женились на христианках. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсима) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об “армянах-заза”. Этим фактором может объясняться возникновение гипотез, согласно которым, алавиты являются потомками христиан – крестоносцев или даже киликийских армян.
Точная численность алавитов в Турции не поддается исчислению. Но, по некоторым данным, она достигает 10-12 миллионов человек. Среди них много этнических сирийцев. Они проживают, преимущественно, в районе Александретты (нынешний Искендерун, крупный порт на побережье Средиземного моря). Живут у в других регионах Турции, в частности – в Стамбуле.
Акция “Олум” не осталась незамеченной. На нее довольно резко отреагировал Культурный союз, носящий имя поэта Пир Султана Абдала. Была организована демонстрация протеста.
Пир Султан Абдал ( настоящее имя – Хайдар) – видный турецкий поэт-алавит, живший в конце XV-первой половине XVI вв. Он боролся против социального гнета, тирании, за утверждение равенства и справедливости. Причем не только словом и песней, но и мечом: Абдал руководил антифеодальным восстанием кызылбашей, вспыхнувшим в то время в разных районах Анатолии. За что был схвачен, заточен в тюрьму, а потом повешен в Сивасе. Образ поэта стал символом борьбы за свободу и независимость, с его именем связано много легенд, песен-плачей. Между прочим, на турецкой сцене сейчас идет пьеса о жизни Абдала.
Тем не менее, спустя более чем через 450 лет после его смерти, нападки на алавитов продолжаются.
Ашот ГАРЕГИНЯН