По запасам и разнообразию неметаллических рудных ресурсов наша страна занимает лидирующее место среди стран постсоветского пространства, а по некоторым видам этих ресурсов — даже во всем мире. В числе основных ресурсов — высококачественный перлит Арагацкого месторождения, где сконцентрировано более 50% мировых запасов этого сырья. По оценкам специалистов, залежи перлита по всей стране оцениваются в 3 млрд куб. м, и если экспортировать только в Россию 1 млн куб.м первично обработанного минерала в год, то оборот средств от этих экспортных операций составит порядка 3-4 млрд долларов. Огромны также запасы гранита, мрамора, травертина, а месторождений базальта насчитывается более ста, некоторые из них по своему составу уникальны. Несколько лет назад образцы из 35 месторождений базальта были отправлены в Китай с целью определить их пригодность для производства базальтового волокна. В результате исследования выяснилось, что по своим качественным характеристикам 27 из 35 этих месторождений считаются лучшими для производства базальтового волокна.
В целом на территории Армении обнаружены свыше 700 месторождений неметаллических минералов, которые довольно активно использовались в советские времена. В этой сфере были задействованы несколько десятков предприятий, поставляющих свою продукцию не только в другие республики Союза, но и в целый ряд европейских стран (Испанию, Голландию и др). Продукция, основанная на переработке местного сырья, применялась в сфере энергетики, химической промышленности, в сельском хозяйстве, медицине, производстве стройматериалов, военной индустрии и многих других областях.
«После развала СССР структура снабжения полностью разрушилась, прекратился экспорт, в итоге многие наши заводы закрылись, а некоторые кое-как пытались удержаться на плаву, например, предприятия по производству цемента и облицовочных плит. Раньше сферу неметаллических природных ископаемых курировало Министерство промышленности стройматериалов. После того как оно было упразднено, отрасль «отдали» Министерству торговли и экономического развития, а среди отраслевых управлений нынешнего Министерства экономики этой сферы и вовсе нет, поскольку с годами она просто срослась с остальными отраслями промышленности. Поэтому наши заводы, работавшие в советские годы в основном за счет дотаций, потеряли рынок, и теперь оставшимся предприятиям сложно реализовать свою продукцию»,— рассказал в беседе с нами начальник Управления по недрам Министерства энергетики и природных ресурсов Вардан Варданян.
Игнорируемые возможности
На сегодняшний день предприятия отрасли в большинстве своем практически бездействуют или работают с минимальной загрузкой. Достаточно сказать, что после приватизации предприятия «Арагац-Перлит» в середине 90-х годов прошлого столетия дорогостоящее оборудование было вывезено и продано за рубежом. Объемы же экспорта перлита Арагацкого месторождения, которые еще в начале 2000-х годов составляли 200-300 тыс. тонн и вывозились в Голландию, Швейцарию и др. европейские страны, резко сократились, а с 2003 года «Арагац-Перлит» и вовсе прекратил свою деятельность.
Впрочем, вопрос возобновления работы бездействующих предприятий в сфере неметаллических рудных ресурсов широко обсуждался в последние годы. Так, в середине лета 2009 года Министерством энергетики и природных ресурсов была создана специальная рабочая группа специалистов, которым надлежало выявить и проанализировать проблемы, препятствующие развитию сферы, и представить конкретные предложения по возрождению этой отрасли. В состав экспертной группы вошли также руководители некоторых предприятий в сфере неметаллических рудных ресурсов: «Каракертский камнелитейный завод», «Оникс ГК», «Гюмрийский стекольный завод», «Базальт минерал», «Амуркав» и др. В результате была разработана концепция развития сферы переработки неметаллических рудных ресурсов, но она так и не была утверждена правительством, хотя ранее получила одобрение со стороны Оперативного штаба при правительстве.
Основная проблема в то время, как пояснил г-н Варданян, упиралась в нехватку финансовых ресурсов у государства, необходимых для оказания содействия предприятиям сферы. Ведь проведенный анализ показал, что заводы остро нуждаются именно в техническом переоснащении. А для этого требуются немалые деньги, причем действующие компании нуждались в помощи даже в процессе составления бизнес-программ, которые были бы приемлемы для банков и потенциальных инвесторов.
Из многочисленных факторов, препятствующих развитию сферы переработки неметаллических рудных ресурсов, эксперты в первую очередь выделяют отсутствие государственной поддержки для реализации перспективных видов продукции на внутренних и внешних рынках, а также доступных кредитных средств и стратегических инвесторов. Спустя год проблемы и перспективы развития отрасли обсуждались уже в Общественном совете. По итогам этих обсуждений правительству было предложено объявить сферу переработки неметаллических минералов приоритетным направлением развития отечественной экономики, исходя из огромных запасов и высокого потенциала этой сферы.
Но вопреки этому отрасль не была включена даже в принятую в конце 2011 года Стратегию экспортоориентированной промышленной политики Армении и не вошла в список приоритетных 11 отраслей, зафиксированных в этом документе. А ведь обработка неметаллических рудных материалов, по разным оценкам, имеет самый большой экспортный потенциал, которым не пользуются с момента обретения Арменией независимости.
Ради красного словца?
Меж тем потенциал сферы неметаллических рудных ресурсов Армении настолько велик, что в правительстве вновь решили обратить внимание на этот вопрос, а в Минэкономики заговорили о возможности разработки новой концепции развития сферы. Кстати, проект этого документа уже готов и по большому счету повторяет предыдущую концепцию. Для эффективного развития сферы предлагается на начальной стадии выявить передовые предприятия, продукция которых имеет большое значение для экономики страны, далее классифицировать их по приоритетности и содействовать организации производства выбранных видов продукции, исходя из потребностей рынка.
По мнению представителей сферы, перспективным с точки зрения экспортного потенциала может рассматриваться, к примеру, перлит. Из него можно производить около 150 видов продукции — не только теплоизоляционные материалы и фильтры, но и звукоизоляционные конструкции, носители катализаторов, наполнители бумаг и т.д.
Колоссальные перспективы имеет и базальт, которым Армения очень богата, ведь он, в частности, является сырьем для производства непрерывного базальтового волокна, ежегодный мировой спрос на которое превышает 500 млн тонн. Но, несмотря на наличие огромных запасов собственного сырья, для запуска производства базальтового волокна в Армении требуются многомиллионные инвестиции.
«Речь идет о сумме, начинающейся с 3,5 млн долларов и до бесконечности, поскольку объемы в этой сфере безграничны. Да, запасов базальта у нас много и с сырьем проблем не будет, но географическое положение Армении отталкивает многих инвесторов. Поэтому для достижения каких-либо положительных результатов необходима государственная программа по развитию сферы», — отметил в беседе с нами генеральный директор ЗАО «Оникс ГК» Гагик Киракосян.
Сама компания еще несколько лет назад разработала инвестиционную программу по организации производства базальтового непрерывного волокна и базальтопластиков в Армении с годовой мощностью 1600 и 500 тонн соответственно. Инвестиционный проект компании «Оникс ГК» несколько лет назад был представлен на заседании армяно-иранской межправкомиссии, а также китайской стороне, австрийским и российским компаниям. Как отмечал в то время генеральный директор Армянского агентства развития Роберт Арутюнян, заинтересованность проектом была большая, но конкретных предложений так и не поступило.
Далее этот проект, оценивающийся в 10 млн долларов и предусматривающий производство порядка 2 тыс. тонн базальтового волокна в год, был рассмотрен уже в Антикризисном штабе правительства. Но в правительстве посчитали слишком рискованной реализацию столь дорогостоящего инвестиционного проекта. В свою очередь наш собеседник считает, что в условиях отсутствия железнодорожного сообщения производство композиционных материалов на основе базальта возможно только при государственном содействии.
Компания начала искать других инвесторов, и на сегодня получено предложение из Саудовской Аравии, но с условием, что вначале «Оникс ГК» окажет содействие в создании в этой стране предприятия по производству базальтового волокна, став его акционером, а далее за счет полученных дивидендов можно будет уже организовать производство в самой Армении.
А пока руководители предприятий сферы неметаллических минералов пытаются как-то выжить, а перспективные проекты готовятся к «отправке» в ту же Саудовскую Аравию, правительство тратит немалые человеческие, финансовые и временные ресурсы на разработку всевозможных концепций, которые так и остаются на бумаге. При этом чиновники постоянно уверяют, что предпринимаются максимальные усилия для того, чтобы реанимировать сферу. Но по прошествии стольких лет проблема по-прежнему остается нерешенной, а это значит, что усилия правительства либо неэффективны, либо все говорится ради красного словца.
.
Лиана СИРУНЯН, "Собеседник Армении"