За последнюю неделю стихия разгулялась буквально по всем фронтам – торнадо в Оклахоме проливной дождь с градом в Армении, наводнения в Центральной Европе… Второго июня в Кемерово выпал снег, а четвертого – в Кейптауне. Ну, кемеровчанам, наверное, не привыкать, Сибирь все-таки (хотя снегопад в июне – все-тали моветон). А в ЮАР подобный сюрприз поставил всех на уши, давненько там подобного не видывали. Хотя в Южном полушарии сейчас как раз зима, но на Капском полуострове в это время года температура воздуха обычно держится на уровне +100. А тут – такое…
Но беда не приходит одна. И стихия ныне безумствует не только на климатической “арене”. В трясину внутриполитических конфликтов втягиваются все новые страны. На днях этот тревожный список пополнила Турция. Да так пополнила, что аналитики уже поговаривают: на смену «арабской весне» идет «турецкое лето». Экологический протест, спровоцированный намерением властей реконструировать парк Таксим Гезе в европейской части Стамбула (включая строительство) мечети, быстро перерос в политические демонстрации и столкновения с полицией. Волна протестов накрыла всю страну. Уже есть погибшие, сотни раненых, счет арестованным идет на тысячи. Так что о кучке смутьянов, как вначале раздраженно формулировал главный адресат обвинений в диктаторстве – премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, речь наверняка не идет.
По оценке директора Музея-института Геноцида армян Гайка Демояна, то, что сейчас происходит в турецких городах, можно считать беспрецедентным явлением, по крайней мере, за тридцать последних лет новейшей истории страны. “Правда, в 1970-е годы столкновения между левыми и правыми были очень кровопролитными и ввергли страну в настоящий хаос. Однако нынешние события отличаются от предыдущих – как в качественном, так и в идеологическом аспектах”, - написал Демоян на своей страничке в социальной сети Facebook.
Характеризуя эти события, он отмечает: имеет место последний и решительный бой, который светские и тяготеющие к Европе силы дают исламистскому правительству, стремясь предотвратить усиление исламизации Турции. В принципе, общее число демонстрантов не так уж и велико, однако как в интеллектуальном, так и в ценностном плане это – та часть турецкого общества, которая отличается от остальной многомиллионной массы, полагает Г.Демоян.
По мнению армянского эксперта, примечателен тот факт, что на происходящее в стране пока никак не реагируют военные. Хотя турецкая история новейшего периода подсказывает, что они давно могли бы вмешаться – подобные примеры уже имели место. “По всей видимости, генералитет выжидает, как дальше повернутся события, и не исключено, что при обострении ситуации армия предъявит нынешним властям, с которыми у нее имеются свои счеты, ультиматум-предупреждение, - предполагает Г.Демоян. - Вероятность военного переворота и объявления военного положения невелика, поскольку это может стать поводом для новых столкновений между армейскими подразделениями и исламистами”.
Директор Музея-института не сомневается, что у происходящих сейчас в Турции событий еще будет свое продолжение, которое может обернуться серьезным кризисом внутри страны, ослабив в то же время позиции Турции во внешнеполитической сфере. Предпосылкой для подобного процесса Демоян видит неконтролируемость ситуации, а также того, каким боком она потом повернется.
Как все это может отразиться на нас? По оценке Гайка Демояна, барьер, растущий между упомянутой частью турецкого общества и властями, то обстоятельство, что это происходит с грубым нарушением гражданских прав и с применением властями насилия, может кое-кого в Турции подтолкнуть к определенному восприятию и пониманию касательно исторического факта Геноцида армян и проблем попрания прав армян в тот трагический период. Что существенно углубит и нынешние противоречия между турецкими властями и обществом по этим вопросам.
“Дальнейший ход событий может серьезно повлиять и на ситуацию, которая будет формироваться в ближайшие месяцы в Азербайджане, где также накопился значительный антиправительственный заряд, - полагает Г.Демоян. - Этот заряд может рвануть в любой момент, особенно – в преддверии президентских выборов”.
Ашот Гарегинян