Армянский балет — порождение советского времени. Самые громкие, всемирно известные имена — Вануш Ханамирян, Вилен Галстян, Рудольф Харатян. Сегодня этот список расширился: Армения является «поставщиком» ведущих солистов в балетные труппы многих стран мира. Попытаемся рассмотреть этот феномен в историческом и сегодняшнем ракурсе, где главным героем является Ереванский государственный хореографический колледж. Да, не удивляйтесь, Ереванское хореографическое училище ныне переименовано в колледж. Но это не первое его переименование: на заре своего становления училище-колледж называлось техникумом. Ереванский государственный техникум ритма, пластики и физкультуры открылся в 1930-м году. Возглавила его Србуи Лисициан, приглашенная специально с этой целью из Тбилиси. Не вдаваясь в подробности, скажем, что созданию техникума предшествовали школа (студия) пластики Ваграма Аристакесяна, тоже, между прочим, приглашенного из Тбилиси, и студия ритма и пластики Анны Дуринян в сотрудничестве с Асмик Сирунян. Обе они также обучались основам своего мастерства в Тбилиси. Однако, выступая в концертах и разнообразных мероприятиях, приуроченных к не менее разнообразным юбилеям как Страны Советов, так и собственной республики, выпускники этих студий никак не могли составить костяк балетной труппы главного театра Армении — Государственного театра оперы и балета, открытие которого состоялось в 1933-м году. Не могли, потому что их попросту не обучали классическому балету. Дунканизму, ритмопластике, акробатическому танцу и прочим революционным новшествам в искусстве танца — да, а вот пальцевой технике женского классического танца — нет.
Так что балетная труппа нового театра состояла сплошь из русских исполнителей. Труппу набрал из одесских артистов балета Валентин Иванович Пресняков. Между прочим — друг и единомышленник Фокина. Так что русский след в армянском балете стал основополагающим и решающим, и имеет место быть поныне.
Русский след прослеживается и в хореографическом колледже-училище-техникуме. Со второй половины 30-х годов здесь стали преподавать классический танец солисты училища. Все они танцевали на сценах Москвы и Ленинграда. Более того, во второй половине 30-х в Московском академическом хореографическом училище открылось первое национальное отделение, куда отправляли на учебу «нацкадры». Обучение длилось три года. А в 1938-м году на Всесоюзном совещании по хореографическому образованию, которое проходило в Москве, была принята единая программа методики преподавания хореографического танца для всех училищ СССР.
Начиная с 40-х годов прошлого века, наиболее способные выпускники хореографического училища проходили годичную стажировку в аналогичных училищах Москвы и Ленинграда. Они-то и вливались в балетную труппу Спендиаровского театра.
В разные годы этой труппой руководили блестящие русские балетмейстеры — от Михаила Моисеева, который танцевал в труппе Анны Павловой на гастролях в США, до Леонида Лавровского, Владимира Бурмейстера, Нины Анисимовой, Владимира Ивашкина, Владимира Варковицкого и, наконец, несравненного латышского балетмейстера Евгения Чанги.
Армянский балет медленно, но твердо становился на ноги. В прямом и переносном смысле слова. А если быть совсем точными — на пальцы. Уже в 1956‑м году в своей рецензии на премьеру балета «Севан» в Москве, где проходила II-я декада армянского искусства, Галина Уланова писала: «Армяне и в быту, в повседневной жизни отличаются умением необыкновенно красиво двигаться, в их жестикуляции много непосредственной врожденной грации».
Возрастал уровень и выпускников хореографического училища. Особенного взлета он достиг в 70-е годы прошлого века, когда художественным руководителем этого учебного заведения был Норайр Меграбян, а бессменным директором на протяжении почти трех десятилетий — Тереза Григорян. Без представителей училища не обходился ни один всесоюзный семинар или смотр. Надо сказать, что в 1973-74 годах приглашенными консультантами училища были Фея Балабина и Наталья Дудинская — мало того, что примы петербургского балета, так еще и ученицы великой Вагановой.
Качественно нового профессионального уровня училище достигло в начале 80-х годов, когда силами учащихся ставились не отдельные концертные номера, а создавался целый спектакль. Уже тогда искушенный и неискушенный зритель обратил внимание на целую плеяду юных мужских дарований. Вообще следует сказать, что армянский балет с самого своего основания больше славился мужской исполнительской школой. В своей монографии «Страницы истории армянского балета» историк балета Асмик Маркосян видит причину этого явления «…в щедрой природной пластической одаренности, сверхэмоциональном восприятии и выражении хореографического действа, а главное, гиперболизированном сценическом темпераменте, подчеркивающем воистину мужскую силу».
А уже в 90-е годы, когда в холодной, голодной Армении людям было совсем не до танцев, мужской балет просто расцвел пышным цветом. К слову сказать, то же самое случилось и с музыкантами-исполнителями. Достаточно вспомнить имена наиболее известных в мире скрипача Сергея Хачатряна и виолончелиста Нарека Шахназаряна. Поистине не хлебом единым жив человек. В нашем конкретном армянском случае этим живительным началом оказалось искусство. Юные армяне заполонили сцены многих стран мира. К примеру, в Цюрих-балете, начиная с 1997 года, работает сразу несколько выпускников Ереванского хореографического. И не в каком-нибудь кордебалете, а солистами. Руководитель труппы, известный балетмейстер Хайнц Шп¸рли в шутку назвал их «Моя армянская «мафия».
Около полусотни армянских юношей солируют сегодня на лучших сценах мира. Назовем лишь несколько имен. Тигран Микаелян, призер Международного конкурса балета в Лозанне. Танцевал сначала в уже упомянутом Цюрих-балете, затем переехал в Мюнхен. Давид Карапетян, как и Тигран, призер Лозаннского конкурса, а затем — солист все в той же труппе Шп¸рли. С 2005 года Карапетян — премьер балетной труппы в Сан-Франциско. Самое поразительное, что учиться балету он начал лишь… в 13 лет, причем первые два года обучался народному танцу, и лишь с первого курса — классическому балету. С 2008 года в Цюрих-балете солирует Арсен Меграбян. Там же танцует его двоюродный брат Ваге Мартиросян. Арман Григорян, Давид Галстян, Арман Зазян, Аветик Карапетян — призеры всевозможных конкурсов и премьеры мировых сцен. Более того, в 2006-м году Тигран Микаелян, Давид Карапетян, Арсен Меграбян, Ваге Мартиросян и Арман Григорян создали свою труппу Fоrceful Feelings. По примеру Русских сезонов Дягилева они проводили свои Армянские сезоны в Ереване.
Парадокс, но факт. Ереванский хореографический колледж, поставляющий миру блестящих исполнителей, являясь настоящей академией танца, остается всего лишь средним специальным учебным заведением, в то время как точно такие же учебные заведения в Москве и Санкт-Петербурге именуются академиями и, соответственно, находятся в ранге высшего учебного заведения. Не пора ли и нам пересмотреть статус колледжа, который выпускает первоклассных артистов балета для всего мира?
***
Автор приносит глубокую благодарность заместителю директора Ереванского государственного хореографического колледжа, заслуженному педагогу РА Асмик Маркосян за предоставленные материалы.
***
Роза ЕГИАЗАРЯН, "Собеседник Армении"