На днях исполняются первые 100 дней второго президентского срока Сержа Саргсяна. Мы решили обратиться за комментариями по этому поводу к некоторым политическим и общественным деятелям.
Ерванд Бозоян, политолог:
- Серж Саргсян занимает этот пост во второй раз, тогда как «100 дней» оценивают, когда человек впервые садится в президентское кресло — все-таки для общества он новый человек. Ну а общество в течение этих 100 дней делает свои первые выводы и озвучивает их.
В течение первого президентского срока Сержа Саргсяна все увидели, на что он способен в качестве главы государства, так что сейчас уже никаких серьезных ожиданий от него нет — для всех уже очевидно, что никаких кардинальных перемен, изменений к лучшему в стране не произойдет.
Одним словом, за эти 100 дней не произошло ничего такого, что могло бы вселить надежду на какие-либо позитивные изменения. Напротив, произошел целый ряд событий, которые отнюдь не с лучшей стороны характеризуют проводимую президентом политику. Тот же оффшорный скандал в очередной раз продемонстрировал, что в Армении продолжает царить атмосфера безнаказанности. Случись такое в стране с развитыми демократическими институтами, премьер-министр слетел бы со своего места. Помните, в Чехии после связанного с главой правительства скандала премьер ушел в отставку, хотя было доказано, что он к этим махинациям не причастен — в них замешаны его помощники и советники. Однако это косвенно дискредитировало его и его партию, поэтому премьер, спасая партию, и подал в отставку. Свою — и немалую — роль в той истории сыграло и общественное мнение. А в Армении общественное мнение для власть предержащих имеет нулевую ценность.
Еще один пример — отчет Контрольной палаты и реакция на него президента. А ведь вспомните, всего 9 месяцев назад сам президент выступил на заседании правительства точь-в-точь в стиле Ишхана Закаряна и по сути сказал то же самое. Но тогда близились президентские выборы, и именно в логике предвыборной борьбы и было выстроено выступление действующего президента — ему надо было показать себя политическим деятелем, который стремится к реформам и нетерпим к коррупции. Но президентские выборы уже позади, и об этом уже можно позабыть. И обвинить Ишхана Закаряна в том, что он работает на свой пиар...
Лариса Алавердян, исполнительный директор фонда «Против правового произвола»:
- За истекшие 100 дней все негативные явления в нашей стране только усилились. Уже очевидно, что президент, к сожалению, не в состоянии контролировать произвол представителей системы управления, в том числе близких ему людей. Те же разоблачения Контрольной палаты свидетельствуют о непрофессиональном управлении. И ответственность за это в первую очередь несет глава государства. Посмотрите, какой резонанс имел в обществе скандал с оффшорной компанией на Кипре, в котором в числе прочих замешано имя премьер-министра. А президент хранит молчание... Даже представители соответствующих органов Кипра опешили от этой атмосферы безнаказанности.
От второго срока президентства Сержа Саргсяна я так или иначе ничего не жду — я была из тех, кто говорил, что никто из кандидатов в президенты на выборах 2013 г. не должен быть избран, поскольку уже не видела в них потенциал, который мог бы привести хоть к каким-то положительным изменениям в стране. А теперь уже очевидно, что положительных изменений не только нет, но и происходит совершенно обратный процесс.
Ричард Киракосян, политолог:
- Серж Саргсян и его команда не в состоянии осуществить глубинные реформы ни в одной сфере — ни в политической, ни в экономической, ни в общественной. Думаю, причина в отсутствии серьезной, четкой системы управления. Политические решения в Армении принимаются и осуществляются весьма примитивным образом, а если и бывают какие-либо изменения, то очень поверхностные и временные. Правда, парламент начал работать чуть эффективнее, но он не может стать противовесом правительству. Точно так же зависима от правительства и не может принимать самостоятельных решений и другая ветвь власти — судебная система. В результате мы и имеем то, что имеем. Но, думаю, такая ситуация долго продлиться не может.
Инга Зарафян, эколог, руководитель НПО «Эколур»:
- В нашей стране накопилось множество серьезнейших экологических проблем, требующих скорейшего разрешения, но в том-то и беда, что они никак не решаются. Более того, пока в политических группировках или различных ветвях власти идет выяснение неких счетов, правительство и Министерство охраны природы в ускоренном темпе призывают к жизни очень рискованные проекты, касающиеся, в частности, строительства малых ГЭС, горной промышленности, которые могут оказаться катастрофичными для нашей страны. А ведь первейшая обязанность властей и прежде всего президента — бережно и эффективно использовать внутренние запасы страны и не причинять вреда окружающей среде.
Вице-спикер НС РА и руководитель пресс-службы РПА Эдуард Шармазанов оценивает первые 100 дней второго президентского срока Сержа Саргсяна как весьма эффективные и обнадеживающие. А когда мы попросили г-на Шармазанова уточнить, что именно он считает эффективным и что — обнадеживающим, он попросил перезвонить ему через полчаса, поскольку в данный момент он занят. Однако все наши дальнейшие попытки связаться с ним оказались безрезультатными, так что для нас так и осталось неизвестным, какие именно эффективные шаги президента так обнадежили г‑на Шармазанова.
Тагуи АСЛАНЯН, "Собеседник Армении"