Рядовые граждане Армении с содроганием ждут очередных счетов за газ и электроэнергию, а также новостей о грядущем подорожании общественного транспорта (особенно в нашем мегаполисе), хлеба, и многих других товаров и услуг.
Понятно, что повышение тарифов на ценообразующие энергоносители послужит катализатором масштабной инфляции. Ну, а как обстоит вопрос с доходами рядовых граждан? К сожалению, за последние месяцы средняя заработная плата растет медленнее инфляции. Но, даже при условии опережающих темпов оплаты труда, в жизни среднестатистического работника мало что изменилось бы.
Дело в том, что величина среднемесячной номинальной заработной платы в Армении сама по себе мала, и далеко не обеспечивает социальный стандарт жизни. Поэтому сравнивать темп ее роста с инфляцией не вполне корректно. Ведь индекс потребительских цен рассчитывается по 470 видам товаров и услуг, отдельные из которых беднякам просто недосягаемы по стоимости.
Имеется такое понятие, как социальная инфляция. То есть подорожание первостепенных товаров и услуг. К примеру, по состоянию на июнь месяц, за год средние розничные цены на икру красную понизились, на радость ее любителям. Однако представителей необеспеченных слоев населения интересует заметное подорожание энергоносителей, хлеба, и ряда других важнейших продуктов питания, а также медицинских услуг и лекарств, к коим скоро прибавится общественный транспорт.
Казалось, безвыходная ситуация с ценами и тарифами… Однако выход имеется. К примеру, по линии налога на добавленную стоимость (НДС). Ныне этот налог у нас имеет единую ставку, вне зависимости от социального значения конкретного товара или услуги.
В Германии, которую трудно причислить к «бедным» странам, одни из самых низких цен среди развитых европейских государств. Помимо других факторов, свою роль играет и значительная дифференциация НДС. При общей ставке этого налога в 19%, по основным продуктам питания он снижается вплоть до 7%.
Надо признать, что налоговая политика в нашей стране направлена скорее в пользу «богачей», нежели «бедняков». Правда, у нас не плоская шкала налога на доходы физических лиц (как скажем, в России), но по ее прогрессивности мы намного уступаем ряду развитых стран, отличающихся эффективной социальной политикой. Классический пример последних – Швеция.
В этой стране муниципальный подоходный налог с физических лиц в Стокгольме составляет 30,39%, государственный – 25,0%. Итого – свыше 55% от личного дохода. Причем, если годовой доход превышает 591,6 тыс. крон (около $7,4 тыс. в месяц), то с суммы превышения удерживается дополнительный налог в 5%. К слову, разделение сбора подоходного налога на два уровня позволяет муниципальным бюджетам получать неплохие доходы…
В Армении же низкая прогрессивность налагает бремя подоходного налога на работников с невысоким уровнем зарплаты. Было бы справедливее сместить шкалу подоходного налога вверх, с одновременным резким повышением максимальной планки.
Другая возможность связана с дивидендами, которые у нас освобождены от налогов. В большинстве экономически развитых стран (в том числе в самой мощной державе мира – США, а также в Китае, России, и т.д.) корпорация и ее акционеры - физические лица, рассматриваются как отдельные налогоплательщики, доход каждого из которых подлежит обложению налогом в полном объеме.
Кстати, термин «физические лица» отдельные граждане рассматривают как посягательство на свои скудные доходы. Но, во-первых, платят налог только акционеры, а не повально все население.
Во-вторых, в условиях Армении, с высвобождением малочисленных миноритарных некрупных акционеров от налога, последний будут платить лица, получающие многомиллионные дивиденды. А таковых у нас – всего лишь около полутысячи владельцев мощных коммерческих компаний. Государство же, принимая такие решения, должно исходить из интересов всего общества, а не небольшой группы сверхбогатых граждан...
Другие ошибочно трактуют договоры между государствами об избежании двойного налогообложения, придавая ему прямой смысл. Мол, налог с дивидендов не удерживается. Однако эти договоры направлены на предотвращение двойной уплаты налога одновременно в двух странах, когда дивиденд из одной поступает в другую. Благодаря этим договорам, налог удерживается только в одном, из двух заключивших договор, государстве.
Ныне развернулась полемика между сторонниками и противниками повышения тарифов в столичном общественном транспорте. Пути кардинального решения этой проблемы имеются, правда, в долгосрочном плане. Но ждать столько времени на реформы в этой сфере частники-транспортники отнюдь не собираются.
Если уж владельцы «линий» справедливо жалуются на «убыточность» своего бизнеса, то можно использовать налоговые льготы для транспортных предприятий. Напомним, что когда-то пассажирский электротранспорт столицы был освобожден от уплаты НДС…
Конечно, спектр решения проблем, связанных с инфляцией, достаточно широк. Вопрос лишь в том, что соответствующим государственным ведомствам нужно всерьез заняться этой проблемой…
Альберт Хачатрян
NEWS.am